Самолёт У-2 это воздушное судно которому по праву принадлежит невиданная в мире слава. Биплан У-2 побил множество различных рекордов, достойных занесения в «Книгу рекордов Гиннеса» и заслуженно стал гордостью русского самолётостроения. За свой простой и неказистый вид как его не обзывали, У-2, кукурузник, этажерка, небесный тихоход. Немцы называли Kaffeemühle-кофемолка и Nähmaschine-швейная машинка.
Мог сесть и взлететь с неподготовленой площадки, миниатюрного размера, мог поднять вес превышающий массу самого самолета. Тихоходный и до безобразия простой в обслуживании. Трудяга войны. Рассмотрим одну интересную историю.
В ночь с 26 на 27 марта 1944 г. экипаж в составе старший летчик Атепалихин А.А.
Атеполихин Аркадий Андреевич 31.12.1922 уроженец Кировская обл., Белохолуницкий р-н, д. Максины
Старший летчик 701 авиа полка ночных бомбардировщиков 284 нбад
Командир звена 284 нбад 15 ва
Сквозное пулевое ранение в ногу 24.06.1943 на Брянском Фронте
В КА с 15.12.1939
Орден Красной Звезды 27.06.1943
Орден Отечественной войны I степени 27.05.1944
Орден Красного Знамени 24.05.1945
Медаль «За боевые заслуги» 17.05.1951
Орден Красной Звезды 26.10.1955
Орден Отечественной войны II степени 06.04.1985
и штурмана капитана Лозового
Лозовой Иван Иванович капитан 1918 уроженец Воронежская обл., Богучарский р-н, с. Журавка
Выдержаный, опытный в боях штурман, отличный ночной воздушный охотник и разведчик. Работая штурманом эскадрильи организовал подготовку и обучение летного состава.
Был сбит в бою в ночь с 25 на 26.01.1943 г. в составе экипажа летчика ст. лейтенанта Котова
вышел на свою территорию и возвратился в часть только через две недели, живой и почти здоровый и приступил к выполнению своих обязанностей. А домой на родину, отцу в село Журавка уже была отправлена похоронка
Орден Красной Звезды 17.06.1942
Орден Красного Знамени 11.05.1943
Орден Отечественной войны II степени 07.07.1943
Орден Отечественной войны I степени 27.05.1944
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945
Медаль «За боевые заслуги» 15.11.1950
Орден Красной Звезды 05.11.1954
выполняя боевое задание на самолете У-2, на Идрицком направлении. Им была поставлен боевая задача перебросить на расстояние 100 км груз для партизанского отряда. Из-за прогорания поршня, заклинил мотор и экипаж совершил вынужденную посадку на болото, не долетев до партизанского аэродрома всего 7 км. Просто покинуть самолет экипаж не мог, из за отсутствия парашюта, да и не были они предусмотрены на этих типах самолетов. Зачастую уже к концу войны их попросту не брали из-за того, что бы больше взять боеприпасов
Вы можете себе представить-ночь, лесисто-болотистая местность, ко всему прочему еще и не разведанная, еще и противник под боком ? А вот летчик Атепалихин умудрился посадить свой самолетик на болото, и не просто посадить, а сберечь и машину с грузом и экипаж.
Место вынужденной посадки это территория занятая противником, его тылы и фланговый участки обороны. Невдалеке была территория действий партизанского отряда, летчик остался охранять самолет с грузом, штурман, пешком, ориентируясь по компасу пошел на точку к месту лесного партизанского аэродрома.
Связавшись с партизанским отрядом, экипаж самолета к утру при помощи партизан разобрали самолет на узлы и детали и перевезли на партизанскую стоянку расположенную в 7 км от места аварийной посадки.
Уже будучи на территории партизанского лагеря, была утрамбована и выровнена площадка для взлета, подготовлена для использования. Самолет снова был собран в единый механизм.
В ночь с 30 на 31 марта 1944 г. самолет и экипаж были обнаружены послаными на поиски двумя У-2 командир эскадрильи капитан Цибулевский
Цибулевский Борис Абрамович 1915 уроженец Украинская ССР, Одесская обл., Нововонцовка
с инженером АЭ ст. техником лейтенантом Кудриным
Кудрин Григорий Иванович ст. техник-лейтенант 1912 уроженец Рязанская обл., Скопинский р-н, с. Вязовенка
и экипаж летчик Лебедев
Лебедев Михаил Иванович лейтенант 1923 уроженец Костромская обл., г. Нерехта
и штурман Рожен
Рожен Павел Алексеевич мл. лейтенант 1922 уроженец Краснодарский край, Щербиновский р-н, ст. Старощербиновская
В ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 года капитан Цибулевский доставил на партизанскую стоянку нужные детали и поршень, а ст. техник лейтенант Кудрин с экипажем аварийного У-2 собрали двигатель и запустили его в работу.
На следующую ночь оба экипажа покинули партизанскую стоянку взлетев с импровизированого аэродрома и взяли курс на аэродром базирования.
Самолет был спасен, восстановлен и возвращен в строй, экипаж проявил мужество и отвагу, проявил находчивость и инициативу, эвакуировал самолет из под носа противника.
Разобрать самолет на болоте, перетащить его по деталям на расстояние 7 км ипользуя только людские резервы партизанского отряда и лошадей.
Если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста лайк и напишите свой коментарий, мне очень важно ваше мнение. Задавайте свои вопросы с радостью на них отвечу.
Поделитесь этой статьей в соц.сетях ! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал , чтобы не пропустить ничего интересного !
Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на выезды на места расследований, фото видеосьемку локаций, приобретение архивных материалов и трофейных документов, покупку исторических фото-документов.
Работу в архивах и полевые поисковые работы, увековечивание памяти павших солдат и офицеров в той страшной войне.