Найти тему

Древние обряды, породившие религию

Священные верования, вероятно, возникли из доисторических связей и ритуалов.

Изобретение религии-это большой взрыв в истории человечества. Боги и духи помогали объяснить необъяснимое, а религиозные верования придавали смысл и цель людям, борющимся за выживание. Но что, если все, что мы думали, что знаем о религии, было неверно? Что, если вера в сверхъестественное—это витрина того, что действительно важно, - сложные ритуалы, которые способствуют сплочению группы, создают личные связи, за которые люди готовы умереть.

Антрополог Харви Уайтхаус считает, что слишком много разговоров о религии основано на расплывчатых гипотезах и упрощенных объяснениях. Уайтхаус руководит Институтом когнитивной и эволюционной антропологии Оксфордского университета. В течение многих лет он сотрудничает с учеными по всему миру, чтобы создать массив данных, которые обосновывают изучение религии в науке. Уайтхаус опирается на целый ряд дисциплин—археологию, этнографию, историю, эволюционную психологию, когнитивную науку—для построения профиля религиозных практик.

Увлечение Уайтхауса религией восходит к его собственному новаторскому полевому исследованию традиционных верований в Папуа-Новой Гвинее в 1980-х годах. Он разработал теорию религии, основанную на силе ритуалов для создания социальных связей и групповой идентичности. Он видел, что трудные ритуалы, такие как травматические ритуалы инициации, часто были незабываемыми и имели эффект слияния личности с группой. На протяжении многих лет теория религиозности Уайтхауса вызвала значительные дебаты и породила несколько международных конференций.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ: Харви Уайтхаус указывает на бычьи рога в Чатал-Гююке, археологическом раскопе в Турции. Анализируя артефакты поселения, процветавшего около 7000 года до нашей эры, Уайтхаус обнаружил ритуалы “высокого возбуждения”, связанные с религиозной жизнью.
ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ: Харви Уайтхаус указывает на бычьи рога в Чатал-Гююке, археологическом раскопе в Турции. Анализируя артефакты поселения, процветавшего около 7000 года до нашей эры, Уайтхаус обнаружил ритуалы “высокого возбуждения”, связанные с религиозной жизнью.

Как далеко мы можем проследить религию в истории человечества?

Ну, одна вещь, в которой мы должны разобраться, - это то, что мы подразумеваем под “религией".” Люди используют это как общий термин для многих различных вещей—вера в Бога или богов, вера в души и загробную жизнь, магические заклинания, ритуалы, измененные состояния сознания. Некоторые из этих вещей невероятно трудно увидеть в древнем прошлом, особенно в доисторическую эпоху.

Так что же вы ищете?

Археологи проводят много времени в поисках свидетельств ритуальной деятельности. Некоторые из лучших доказательств веры в загробную жизнь приходят из погребальных предметов, таких как подвески и ожерелья из бисера, найденные в человеческих захоронениях. Некоторые африканские памятники датируются более чем четвертью миллиона лет назад.

Откуда вы знаете, что эти захоронения имели какое-то отношение к загробной жизни?

Когда люди покидают могилы, есть сильное предположение, что они воображают, что это не конец человека, которого они кладут на покой. Я думаю, что некоторые из палеолитических наскальных рисунков также наводят на размышления. Многие материалы в этих пещерах свидетельствуют о том, что там переживались измененные состояния сознания. Эти среды имеют действительно замечательную акустику, и вы можете себе представить, как можно манипулировать освещением, чтобы усилить воздействие на людей.

Что вы узнаете о происхождении религии, основываясь на этих древних археологических свидетельствах?

Когда мы видим, как часто совершались определенные виды ритуалов, мы думаем, что можно оценить—на основе останков животных, например,—как часто происходили пиршества. Некоторые ритуалы включали в себя убийство крупных и опасных животных. Подсчитано, что мясом дикого быка можно накормить 1000 человек. Мы можем учиться на погребениях, особенно в домах, где захоронения связаны с событиями основания или закрытия. Затем мы можем оценить частоту отдельных ритуалов. Частота ритуала будет обратно пропорциональна уровню возбуждения, которое он вызывает. Эти индукторы включают чувственное зрелище, пение, танцы, музыку, измененные состояния сознания и болезненные или травматические процедуры. Мы обнаруживаем, что религии с высокочастотными ритуалами будут более иерархичны, чем традиции, которые лишены этих ритуалов.

Многие футбольные фанаты считают свою команду и все ее эмблемы священными.

Одним из распространенных объяснений происхождения религии является то, что боги и сверхъестественные существа могли объяснить вещи, которые не имели никакого смысла, будь то взрыв грома или смерть ребенка. Был ли это корень религиозной веры?

Я полагаю, что люди действительно пытаются заполнить пробелы в своих знаниях, призывая сверхъестественные объяснения. Но многие другие ситуации требуют сверхъестественных объяснений. Возможно, самый распространенный из них-думать, что есть ритуал, который может помочь нам, когда мы делаем что-то с высоким риском неудачи. Многие люди ходят на футбольные матчи в своих счастливых штанах или счастливой рубашке. И вы заставляете игроков выполнять всевозможные ритуалы, когда есть ситуация высокого риска, такая как пенальти.

Итак, ритуальные действия в футбольном матче не отличаются от чисто религиозных ритуалов?

Нет. На самом деле я нахожу странным, что люди вообще хотят думать, что они другие. Психологически они невероятно похожи.

Но, по-видимому, религию отличает нечто, связанное с трансцендентным, с другим измерением реальности.

Это правда, что есть определенная святость религии, которую люди не ассоциируют с поддержкой футбольной команды. Но, честно говоря, многие футбольные фанаты считают свою команду и все ее эмблемы довольно священными. Мы склонны брать отдельные фрагменты наиболее известных религий и рассматривать их как символы того, что является древним и общечеловеческим. Но те вещи, которые являются древними и общечеловеческими, на самом деле вездесущи и на самом деле не являются частью мировых религий.

Опять же, это действительно зависит от того, что мы подразумеваем под “религией".” Я думаю, что лучший способ ответить на этот вопрос-попытаться выяснить, какие когнитивные способности появились первыми. Мы знаем, что использование инструментов уходит глубоко в историю. Homo habilis , иначе известный как мастер на все руки, - это ранний вид, который использовал инструменты, так что вполне возможно, что у него было какое-то представление о существах-создателях. Очевидно, что язык играет важную роль в некоторых аспектах религии, например в развитии доктринальной системы. Но я не уверен, что это необходимо для многих фундаментальных верований, лежащих в основе того, что мы называем религией.

Кажется, что у всех религий есть истории о сотворении мира. Разве вам не нужен язык, чтобы сформулировать этот вид мифического воображения?

Когда вы смотрите на мифы многих культурных традиций, они кажутся вам чем-то похожим на сон. Часто они на самом деле вдохновляются мечтами. Сновидения, по-видимому, широко распространены в мозге млекопитающих, поэтому, хотя верно, что обмен сновидениями зависит от языка, наличие сновидений не требует языка. Я предполагаю, что мифическое воображение не будет зависеть от наличия языка.

Психологически, почему Бог-такая мощная идея?

Это может быть продуктом культурной эволюции и перехода к гораздо более крупным и сложным обществам. Когда вы используете единственное слово” Бог", вы говорите о каком-то высшем Боге, который, вероятно, означает всеведущего Бога, который заботится о нравственности нашего поведения и наказывает нас, когда мы ведем себя плохо. Это относительно недавнее культурное новшество, которое, возможно, было адаптацией к жизни в очень больших обществах.

В какой-то момент человеческой истории многие общества перешли от анимистических форм религии к институционализированным системам, которые ближе к современным религиям. Как вы объясните этот переход?

По-настоящему критический переход происходит при постепенном переходе от добывания пищи, охоты и собирательства к оседлому сельскому хозяйству, где вы одомашниваете животных и выращиваете урожай. Происходит серьезное изменение размера и структуры группы. Я думаю, что религия действительно является основной чертой этого изменения. То, что мы видим в археологических записях, - это возрастающая частота коллективных ритуалов. Это меняет ситуацию психологически и приводит к появлению более доктринальных религиозных систем, которые становятся более узнаваемыми, когда мы смотрим на мировые религии сегодня.

Почему эта трансформация произошла в аграрных обществах?

Сотрудничество, необходимое в больших оседлых сообществах, отличается от того, что требуется в небольшой группе, основанной на личных связях между людьми. Когда вы сталкиваетесь с высокорисковыми столкновениями с другими группами или опасными животными, вы хотите, чтобы в небольшой группе люди были настолько тесно связаны, что они действительно держатся вместе. Ритуалы, которые кажутся наиболее подходящими для этого, эмоционально интенсивны, но выполняются не так часто. Но когда группа слишком велика, чтобы вы могли знать каждого лично, вам нужно объединить людей через групповые категории, такие как этническая группа или религиозная организация. Высокочастотные ритуалы в больших религиях заставляют вас терять из виду ваше личное "я".

Я полагаю, что примером социальной связи может служить мусульманская практика молитвы пять раз в день.

Или в христианстве-регулярно ходить в церковь на богослужения. Во всех действительно крупных религиях есть ритуалы, которые люди совершают ежедневно или хотя бы раз в неделю. Мы считаем, что это одно из ключевых различий между простым отождествлением с группой и слиянием с группой. Когда вы сливаетесь с группой, социальная идентичность человека действительно подключается к личной идентичности. А слияние идентичностей имеет ряд поведенческих последствий. Возможно, самое важное, что слившиеся индивиды демонстрируют значительную готовность пожертвовать собой ради своих групп.

Религия - это вера и переживание. Мы не можем разделить их.

А как насчет другого вида ритуала, когда вы испытываете очень интенсивные переживания?

Многие небольшие группы связаны друг с другом болезненными или пугающими ритуалами инициации, особенно в группах, которые сталкиваются с высоким уровнем угрозы со стороны людей вне их группы. Вам нужно твердо держаться вместе, чтобы сопротивляться. Там, где я работал в Новой Гвинее, многие небольшие племенные группы проводили обряды посвящения для мальчиков и юношей. Они возникли как тесно связанные воинские части, способные совершать набеги на соседние деревни. То же самое мы видим и в современных армиях. Элитные силы имеют дисфорические программы обучения и неформальные обряды инициации, которые связывают группу вместе.

Светским примером таких посвящений могут служить ритуалы дедовщины в студенческом братстве.

- Вот именно. Мы разрабатываем исследование, чтобы выяснить, коррелирует ли интенсивность ритуалов дедовщины в братствах и женских клубах с групповым слиянием. Мы также исследовали военные группы и футбольных фанатов. Мы обнаружили, что футбольные фанаты, которые больше страдают, также больше связаны. Совместное переживание плохого опыта на самом деле является более мощным связующим звеном, чем просто хорошее времяпрепровождение.

Разве хорошо обученная армия не должна сломить индивидуальность солдата, чтобы он посвятил себя помощи своим товарищам?

Я думаю, что это правильно. Болезненные или плохие переживания запоминаются лучше и становятся частью нашего ощущения того, кто мы есть, что делает меня, меня и тебя, тебя. Обмен этими мощными переживаниями разрушает границу между собой и другими и создает психологическое состояние, которое мы называем слиянием. Одним из интересных коррелятов слияния с группой является готовность сражаться и умереть за нее. Поэтому люди, готовые принести огромные жертвы группам, обычно сливаются с ними.

So they thought bringing back their ancestors would give them an opulent lifestyle?

Я не думаю, что дело было только в том, чтобы быть богатым в грубом материалистическом смысле. Речь шла об освобождении от всех страданий тяжелой жизни, которую они прожили в лесу, где ужасные язвы, тропические язвы, малярия и всевозможные болезни и травмы—включая преждевременную смерть близких—являются обычной частью повседневной жизни. Они действительно мечтали о том времени, когда все эти страдания будут устранены.

-3

Но если основной импульс религии состоит в том, чтобы помочь нам найти смысл и цель в нашей жизни, не должно ли это также относиться и к богатым обществам?

Это верно, но вопрос в том, как мы ищем смысл в мире. Лично я не согласен с тем, что главное объяснение религии заключается в том, что мы ищем смысл. Я думаю, что мы должны посмотреть, что участие в определенной культурной традиции—религиозной или иной—делает для индивида и сообщества. Религия состоит из множества различных компонентов. Но если мы просто думаем о тех, которые универсальны, которые кажутся частью нашей развитой психологии, я не думаю, что врожденное любопытство и желание разгадать смысл жизни объясняют религию.

Итак, что же в целом объясняет религию?

Ну, это не монолитная сущность, для которой мы могли бы предложить общее объяснение. Если мы определим, что нас действительно интересует—сверхъестественные агенты, ритуалы, верования в загробную жизнь, истории сотворения мира,—то обнаружим, что они происходят из совершенно разных механизмов и имеют разную эволюционную историю. Просто не может быть волшебного объяснения “религии”, как будто это одна-единственная вещь.