Доброго времени суток! Сегодня мы с вами поговорим об избирательной системе в России, а я, в свою очередь, попытаюсь рассказать вам максимально просто о такой сложной теме.
Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий.
-Джордж Уилл
Избирательная система была и остается основой динамической политической системы, которое позволяет государству функционировать как правовой системе. Выборы – связующее звено между обществом и государством. Основой избирательного законодательства является принцип равенства голосов для всех граждан. Вместе с этим, реальная практика избирательных систем в мире и в России показывает, что на данный момент они считаются не достаточно эффективными. Это значит, что избиратели не всегда могут в полном объеме реализовать свое право голоса или результаты подсчета могут понести риск вмешательства и изменения. Кроме того, стоит отметить, что национальный характер – это общая черта избирательной системы, которая подразумевает как современное состояние национальной избирательной системы, так и ее пространственную структуру – и при одинаковой системе выборов в целом именно национальный характер может отличать избирательные системы разных стран. Все мы понимаем важность демократических выборов и их значение для государства, но как же все это протекает в нашей с вами стране?
Избирательная система России достаточно интегрирована. На уровне национальной партийной системы можно видеть преобладание более или менее сильных субъектов федерального уровня, в то время как региональные и этнические националистические партии не достигли пока популярности. Это также доказывает, что предыдущая социокультурная унификация прямиком из Советского Союза была достаточно сильна, чтобы помешать регионализму и национализму разорвать российское пространство на части. В такой пространственной системе регионы не производили много собственных партий . Скорее, они откликнулись (правда, с совершенно иным энтузиазмом) на призывы различных центристских идеологически ориентированных партий. Но объединение электората вокруг сильных национальных лидеров, а затем и вокруг доминирующей пропрезидентской партии, объединившей большинство региональных элит, – не единственный фактор национализации в российской избирательной системе. В партийных системах с доминирующей партией, таких как российская, девиантные регионы делятся на две совершенно разные группы. Одна группа – лояльное отклонение, которое отмечает регионы с чрезвычайно высокой поддержкой власти. С другой стороны, оппозиционное отклонение характеризует регионы с наибольшей поддержкой оппозиции. До того, как была создана система с доминирующей партией, девиантные регионы в России могли выглядеть как наиболее пролиберальными, так и прокоммунистическими, либо из-за чрезвычайно высокой поддержки какой-либо из конкретных партий.
Таким образом мы можем заметить, что современная территориальная структура российской избирательной системы возникла с формированием нынешней партийной системы, в которой доминировала «Единая Россия». Меры централизации вместе с растущей электоральной привлекательностью одной партии («Единая Россия») в связи с экономическим подъемом и личной популярностью Путина привели к ошеломляющему уровню электорального преимущества. В конце 2000-х годов – в дополнение к абсолютному большинству «Единой России» избиратели могли наблюдать в федеральном парламенте – 90% губернаторов и 84% мэров в региональных столицах были филиалами ЕР, а фракция ЕР контролировала большинство в 80 из 83 регионов. Это свидетельствует о том, что ЕР, хотя первоначально и была дорогостоящим капиталовложением, оказалась полезной для интеграции элит и, таким образом, для обеспечения общенациональной электоральной поддержки. Это демонстрирует эффективность таких действий с точки зрения выборной системы.