И снова здравствуйте! Наверняка сейчас уже и не сосчитать, сколько замечательных отечественных фильмов было снято на тему отношений между мужчиной и женщиной. Такое чувство, как любовь, не знает преград и расстояний. Ей не важны ни возраст, ни срок. Она заставляет верить и надеяться. Подтверждением тому вполне может послужить лирическая комедия "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981) режиссёра Петра Тодоровского. Перед зрителем разворачиваются события нескольких дней из жизни главной героини. Она собралась выходить замуж, но её возлюбленный так и не явился в ЗАГС в назначенное время. И вот Рита мечется между отчаянием и надеждой. Мы можем наблюдать всю палитру чувств и эмоций отчаянно влюблённой женщины. Так почему же она не перестала ждать своего Гаврилова?
Героиня Людмилы Гурченко здесь совсем не похожа на боевую и резковатую официантку Веру, повернутую на всем "полезном" и нудную Раису Захаровну или излишне принципиальную партработницу Тамару Васильевну. Разведенная Маргарита Соловьёва - 38-летняя привлекательная женщина, мать дочери-старшеклассницы. Рита мудрая и рассудительная, самостоятельная и независимая. Держится и не распускается. Кажется, она ни на что не жалуется и неплохо со всем справляется. Но вместе с тем нельзя не заметить, какая она трогательна, и как сильно её тяготило одиночество. Зрителю намекают, что у Маргариты наступает так называемая "элегантная пора". Проще всего предположить, что Гаврилов стал для неё той самой последней попыткой. Вовсе нет. Взрослая и состоявшаяся Маргарита Сергеевна элементарно помешалась на любимом мужчине.
Конечно, такая эффектная особа, как Риточка, не может не иметь поклонников. А вот и один из них. Вячеслав - врач призывной комиссии. Мужественный, импозантный, красивый, интеллигентный. Но главное, женатый. Да, Маргарита закрутила с ним романчик. Люди взрослые, каждый делает свой выбор. Со временем ей надоели эти застарелые и бесперспективные отношения. По всем признакам Слава вовсе не собирается предпринимать какие-либо решительные шаги. Ведь его и так всё устраивает. Но разве Рите нужен "приходящий раз в неделю муж"? Она уже давно мечтает о таком человеке, на которого можно было бы опереться в трудную минуту.
Пытаясь не думать о Гаврилове, Рита заходит в гости к своему приятелю, который давно и безнадёжно в неё влюблён. Утешитель из него неважный. Сорокатрёхлетний Павел - полная противоположность темпераментного механика. Куда уж ему гостиницу поджигать и драться на улице за честь какой-то незнакомой ему женщины! Он своего рода мелкий мещанин, но есть в нем что-то хорошее. Порядочный, тихий, спокойный, забитый и мягкий. И даже кожа у него слишком чувствительная. Бури эмоций и различные авантюры ему не нужны. Паша предназначен для размеренной семейной жизни. Им запросто можно командовать. Такой мужчина Маргарите не подходит. Для него она слишком сильная. Заметна некая брезгливость героини по отношению к Павлу. Возможно, раньше Рита и принимала его ухаживания, но не теперь. Идти на компромисс с самой собой и приспосабливаться она не может. Ей это противно. Она решает не размениваться по мелочам, не обманывать себя. В глубине души Рита всё ещё продолжает надеяться и ждать.
Ещё один антипод Гаврилова - Виктор Михайлович, музыкант, а по совместительству ещё и "непонятый гений". От него уже сбежала четвертая жена, несмотря на его "выдающийся талант". Сразу видно, что Виктор - самовлюблённый тип, зацикленный на собственной важности и значимости. К нему должны прислушиваться, им непременно должны восхищаться. А с таким мужчиной, как Гаврилов, любая женщина почувствует себя королевой.
Кажется, в Гаврилове нет ничего выдающего, но это только на первый взгляд. Слава, Паша и Виктор Михайлович теряются на его фоне. Из восторженных отзывов Риты зритель должен сделать вывод, что это не только лучший механик пароходства и не просто отличный малый. Он одновременно и благородный рыцарь, и непримиримый бунтарь, и пылкий влюблённый. Смелый, дерзкий, честный, с безупречной репутацией. А главное, надёжный. Рите с ним "хорошо, легко и просто". Она наконец-то может позволить себе быть слабой женщиной. По сюжету фильма герой Сергея Шакурова безмолвствует. Но даже без лишних слов и громких фраз становится понятно, что Рита - это та "женщина, о которой он мечтал всю жизнь". А эта сцена "объяснения" между влюбленными через стекло фотоателье!..
Стоит заметить, речь здесь идёт, скорее, не о взаимоотношениях мужчины и женщины как таковых, а о женском счастье и его сути. До определённого момента история Маргариты не казалась мне какой-то особенной. Очередной просмотр фильма дал возможность совершенно по-другому взглянуть на его героев.
Благодарю за внимание!