Найти тему

Почему университеты так важны для развития городов?

Оглавление

Университеты могут оказывать помощь городу, создавая новый образ, предлагая эффективные решения, анализируя самые успешные практики мира. Но в российских городах нет доверия к университетам по вопросам развития. Городским администрациям, как правило, не нужен полноценный партнер, они исходят из уже имеющихся планов. Кроме того, самим университетами недостает видения, экспертности. В чем на самом деле сегодня нуждаются города и какую помощь они могут получить от университетов?

Проблемы города

Решение современных городских проблем до сих пор базируется на подходах XX столетия. К тому же у городов разных стран отнюдь не одинаковые вызовы. Но страны глобального Юга объединены тем, что они занимаются поиском решений, основанных на новом знании.

Это напоминает период индустриальной урбанизации в начале XX века. Населения города быстро росло, что способствовало росту инфраструктурного и жилищного кризиса. В Европе, СССР и других странах создавались школы, занимающиеся городским хозяйством, архитектурой, инженерией. Частично это помогло решению проблем — города сформировались такими, какими мы видим их сегодня. С того времени проблематика развития города претерпела изменения, а вот центры образования и исследований не совсем успели перестроиться в соответствии с новыми реалиями.

В европейских городах стремительно устаревает инфраструктура XX века. Города Евросоюза недополучают инфраструктурные инвестиции в размере 830 млрд евро ежегодно. В России степень износа свыше 30% имеет 63% жилищного фонда. То же самое касается транспорта, водоснабжения, отопления. Бюджеты городов России страдают от дефицита.

Города глобального Юга страдают от иных проблем. Быстрые темпы роста населения наблюдаются в городах Японии , Индии , Китая , Южной Кореи, Бразилии, Мексики. Здесь остро стоит проблема социального неравенства, требуют решений проблемы трущоб и экологии. Миллионы граждан нуждаются в базовой инфраструктуре.

Закономерно, что эти города делают инвестиции в новое знание, основанное на последних инновациях. Если в 2000-х рейтинг лучших архитектурных школ не включал в себя незападные вузы, то теперь все иначе: рейтинг пополнился школами Сингапура , Японии, Китая, Кореи, Африки, Латинской Америки.

Большая часть образовательных и исследовательских центров Юга пока следуют по пути импорта знаний с Запада или открывают программы образования по франшизам (например, Университет Парижа-Сорбонны в Абу-Даби). Со временем школы придут к экспорту знаний, появится много местных специалистов.

Возможности университета

Ранее проблематику города рассматривали через отдельные аспекты. Каждой проблемой занимался тот или иной вуз – архитектурная школа, транспортный вуз, институт народного хозяйства.

Вторая половина XX столетия характеризуется переходом от планирования новых городов к изменениям уже имеющихся. Такому подходу нужен комплексный взгляд, который возможен в условиях сочетания разных типов практической экспертизы и дисциплин. Реагируя на данную потребность, многопрофильными университетами уже на протяжении 10-15 лет открываются школы урбанистики:

  1. Около 10 лет назад Лондонская школа экономики открыла LSE Cities.
  2. Университеты Сингапура и Швейцарии , объединившись, основали Future Cities Lab.
  3. В 2018 году возникла профессиональная школа урбанистики и исследований труда благодаря Городскому Нью-йоркскому университету .
  4. В России существует лишь одна школа урбанистики, в которой объединены исследования, образование и разработки. Она основана Высшей школой экономики – университетом, ориентированным на крупные социально-экономические проблемы. Примерно так же устроена кафедра территориального развития РАНХиГС . Есть и другие организации подобного типа, однако этого мало, учитывая масштабы нашей страны. Оптимальным было бы основание хотя бы одной профессиональной школы в каждом крупном городе.

Этими школами выполняются три функции:

  1. Теоретические и экспериментальные исследования, которые представляют собой базис для прикладных исследований.
  2. Еще одна функция – подготовка профессионалов, способных развивать город в разных направлениях (государственные управленцы, предприниматели, консультанты).
  3. Помимо этого, такие школы являются некой площадкой для обсуждения проблем и потенциала городов. Здесь могли бы собираться представители правительства, СМИ и другие.

Какими должны быть эти центры?

Профессиональные школы урбанистики нуждаются в сильной исследовательски-аналитической базе, которая бы позволила вести аналитику и составлять прогнозы. Требуется интеграция разных дисциплин: архитектура, компьютерные науки, экология, социология. С их стороны должны предлагаться актуальные ответы по существующим запросам. Однако важно, чтобы в таких школах концентрировались мировые знания и практики.

Следует вести сотрудничество с азиатскими школами, что будет особенно полезно сибирским и дальневосточным университетам.

Для обеспечения взаимной пользы участие в развитии школ должна принимать не только сама школа урбанистики, но и город. Это помог бы осуществить совет экспертов в системе управления.

Главной проблемой вузов и администрации российских городов является отсутствие долговременного видения, что мешает сотрудничеству. Хотя профессиональные школы не являются единственно верным и универсальным решением, но для начала стоит задуматься и о них, так как прогнозы таких организаций рассчитаны на несколько десятков лет вперед.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Потеряно при переводе: откуда берутся названия, не связанные с фильмом?

Можно ли растить ребенка вегетарианцем? Мнение мам-веганов и мясоедов

Сравниваем зарплаты российских и американских чиновников