📅 Звуковой Календарь 23/04/2021
Сергей Сергеевич Прокофьев, выдающийся русский композитор, рос в музыкальной семье. Его мама очень любила играть на фортепиано. В своей «Автобиографии» Прокофьев писал:
«Мать …интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку».
Это не прошло даром – уже в пять лет мальчик сочинил первую свою пьесу для фортепиано. Ознакомившийся в 1902 г. с первыми композиторскими опытами Прокофьева С.Танеев дал совет: заняться композицией. Прокофьев занимался композицией с Р.Глиэром, а в 1904 – 1914 гг. учился в Петербургской консерватории у Н.Римского-Корсакова (инструментовка), А.Лядова (композиция) и др. На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый фортепианный концерт и получил премию им. А.Рубинштейна. После консерватории Прокофьев много выступал как пианист, часто включая в программу собственные произведения, вызывающие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев через Токио перебрался в США, а далее предпринял ряд гастрольных поездок по разным странам – Франции, Италии, Германии, Испании. За границей Прокофьев не только много концертирует, но и пишет крупные серьезные сочинения. Появились оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919 г.) и «Огненный ангел» (1927 г.), балеты «Стальной скок» (1925 г.), навеянный революционными событиями в России, «Блудный сын» (1928 г.) и «На Днепре» (1930 г.). Прокофьев писал и инструментальную музыку. В начале 1927 г. и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом гастролировал в Советском Союзе. Концерты 1927 г. проходили в Москве, Ленинграде. Харькове, Киеве, Одессе. В «Автобиографии» Прокофьев написал: «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий… Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве».
В 1932 г. Прокофьев принял решение вернуться на Родину. Середина 1930-х гг. была для композитора временем творческого подъема. Тогда были созданы балет «Ромео и Джульетта» по Шекспиру (1936 г.), лирико-комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Р.Шеридана «Дуэнья» (1940 г.), кантаты «Александр Невский» (1939 г.) и «Здравица» (1939 г.), симфоническая сказка «Петя и Волк» на собственный текст с инструментами-персонажами (1936 г.), сюита и фортепианные пьесы.
В 1930 – 1940 гг. музыку Прокофьева исполняли лучшие советские музыканты – Э.Гилельс. Н.Голованов, В.Софроницкий, С.Рихтер, Д.Ойстрах и др. Летом 1941 г. композитор на даче под Москвой писал заказанную ему Ленинградским театром оперы и балета им. С.М.Кирова балет-сказку «Золушка» по сказке Ш.Перро, но в связи с изменившейся обстановкой работа над «Золушкой» продолжалась до 1944 г.. Известие о начале Великой Отечественной войны вызвало у Прокофьева большой творческий подъем. Он создал грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» (1943 г.) по роману Л.Толстого, работал вместе с С.Эйзенштейном над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942 г.), написал Пятую симфонию (1944 г.) в которой, по словам автора хотел «воспеть свободного счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создал много значительных произведений – Шестую и Седьмую симфонии, фортепианную сонату, новую редакцию оперы «Война и мир» и другие. Но в конце 1940 – начале 1950 гг. в стране проходили шумные кампании против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих видных деятелей советского искусства. Эти гонения коснулись в полной мере и Прокофьева.
Последние годы композитор провел на даче в поселке Николина гора, среди природы, продолжая сочинять. Прокофьев умер в один день со И.Сталиным. Видимо поэтому его смерть осталась почти незамеченной культурной общественностью.
Творчество Прокофьева охватывает более четырех десятилетий 20-го века. Зарубежный период (15 лет) творческой жизни композитора характеризуется повышенной экспрессией, яркостью и пестротой. Следующий период – 1930 – 1940 гг. стилю творчества Прокофьева стали присущи зрелость, глубина художественных концепций. Прокофьев в этот период стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории. Вместе с тем, композитор пишет:
«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы».
Действительно. Прокофьев вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью вместе с другими новаторами начала 20 века Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Скрябиным. Вместе с тем, Прокофьев весьма своеобразно развивал традиции Мусоргского, Бородина и др. Прокофьев внес в музыку особую энергию, натиск, динамизм, свежесть, которые поначалу были восприняты как варварство. Музыка его перекликалась с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра и культуры вообще. Недаром Маяковский высказался о музыке Прокофьева: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича» , а Луначарский сравнил оперу «Любовь к трем апельсинам» с бокалом шампанского.
Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева огромно: 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний 9 фортепианных сонат, фортепианные, скрипичные, виолончельные концерты, 6 кантат и оратория, вокально-симфонические сюиты, множество фортепианных пьес, пьесы для оркестра, камерные сочинения, вокальные сочинения на стихи Ахматовой, Бальмонта, Пушкина, Агнивцева и др. Произведения Прокофьева получили всемирное признание.
О целях и сути искусства Прокофьев пишет:
«Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».
И этому кодексу искусства Прокофьев был верен всю жизнь.
Фантазия на темы «Шехеразады» Римского-Корсакова. Специалисты считают это произведение Прокофьева весьма интересным, напоминающим гравюру, колористически яркую, как живописное полотно. Уже в начале своей артистической карьеры Прокофьев поражал современников своеобразием и парадоксальностью исполнительской манеры, находя приемы игры, резко отличающиеся от общепринятых. Прокофьев играл жестко, с резкими акцентами и смелыми паузами. В исполняемых им собственных произведениях той поры преобладали скачки, игра через руку и т.п.
Сегодня вашему вниманию фантазия на темы «Шехеразады» Н.А.Римского-Корсакова в исполнении Сергея Сергеевича Прокофьева (ф-но). Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/23-04-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.