В советское время рассказывать о роли румынских войск по борьбе с крымскими партизанами, было не принято, было принято решение свалить все на «злых татар», но, как показывают немецкие и румынские документы, до 2 января 1942 года, все операции против партизан велись ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО силами немецких и румынских войск.
В общем-то, вся эта информация уже давно опубликована, она есть в книге, вышедшей в издательстве «Альбатрос». Но, поскольку читателями канала был задан вопрос по румынам, и командиру 1-й ГСБР Михаю Ласкару, который потом был министром обороны Румынии, привожу некоторые данные по румынам. Думаю будет интересно. Ведь традиционно принято писать о том, что румыны были слабыми вояками, и, вообще…
На этом тезисе интересы наших и немецких мемуаристов сошлись. Одни оправдывали преступления румын, союзников по Варшавскому договору и СЭВ, другие занимались самовосхвалением. Написано много, но…
Действовали румыны и умело и жестоко, помогали им СС-овцы. Анзацкоманда 10 b была придана румынскому Горному корпусу. (Начальник штурмбанфюрер СС Алоиз Перстерер), она «помогала» румынам в борьбе с партизанами.
Есть единственная сложность: на начальном этапе очень сложно отделить боевые действия от борьбы против партизан. 6.11.41г. румынские части начали прочес местности. Группа «Запад» двигалась от Карасу-Базара[1] в направлении д. Ускут[2] по дороге. На дорогу вышел 1-й румынский батальон, ночевавший в Еленовке (1-я ГСБр). С другой стороны, на дорогу вышел отдельный 58-й разведбат, приданный той же бригаде, двигавшийся из района Ай-Фока. 1-й батальон 1-й гсбр продолжил движение к д. Куру Узень[3] .
Традиционно принято писать о том, что, якобы татары (причем, почему-то из деревни Казанлы, которая находилась в районе Барабановки) провели какими-то тайными тропами румын… Да, глупость несусветная. МОТОРИЗОВАННЫЕ румынские части (отряд преследования) двигались по шоссейным дорогам, обозначенным на картах. 48-я кавдивизия попала в два «котла», только потому, что двигалась без разведки. Но, это все же боевые действия, а, нас интересуют только партизаны.
Отдельные удары по партизанским отрядам отмечены 6.11.41 (части 1-го батальона). Но это были эпизодические случаи. Наверное, первой целенаправленной операцией стал захват монастыря Сурб Хач.
Партизанский «перевал» в монастыре Сурб-Хач был разграблен румынскими частями еще в ходе операции 5-6.11.1941г.[4] , противник в своих документах однозначно указывает этот факт. Большое количество продовольствия сосредоточено в одном месте, так же как и в первом случае на турбазе (бывший монастырь). Румыны (та же самая 1-я горная бригада) приходят, и забирают ВСЕ.
После смены частей 1-го румынского батальона, он был 8.11.41 переброшен в д. Салы для проведения операции. 9.11.1941г. противник начал операцию против партизан. В этот день румынские горные части напали на продовольственную базу 1-го района, которая располагалась в бывших казармах лесной стражи (лесничество) недалеко от с. Камышлык (совр. Опытное). 8-го ноября румыны захватили склад продовольствия в Топловском монастыре, а, 9 ноября захватили «перевал» отряда в деревне Камышлык. Работали 1-я ГСБр Михая Ласкара и части 8-й кавбригады Корнелиу Теодорини.
В пути обоз догнали партизаны Судакского отряда, и отбили продовольствие. Румынские документы полностью подтверждают этот факт, но указывается одна деталь: продовольствие было складировано открыто, почти без охраны. Село расположено совсем рядом с дорогой Карасубазар (Белогорск) - Феодосия, и нападение румынских частей было вполне спрогнозированным. Но, это операция немного меньшего масштаба.
Вторая, крупная операция, наверное, это захват монастыря Кизилташ. Ситуация та же. Большое количество продовольствия сосредоточено в одном месте, так же как и в первом случае на турбазе (бывший монастырь). Румыны (та же самая 1-я горная бригада) приходят, и забирают ВСЕ, расстреляв и пленив кучу половину Феодосийского отряда. (По нашей "доброй" традиции принято считать, что половина отряда дезертировала) .
Завоз продовольствия и вооружения для трех отрядов Феодосийского, Старокрымского и Кировского осуществлялся в Кизилташский монастырь, который был выбран в качестве штаба района и перевалочной базы. Для доставки продовольствия к местам скрытого хранения были выделены бойцы Феодосийского истребительного батальона (65 человек), и Старокрымского отряда (15 человек).
Перевальной базой для Феодосийского отряда стал Кизилташский монастырь. Оперуполномоченный ОО НКВД Колодяжный Феодосийского отряда Е.П. Колодяжный весьма обтекаемо отмечает в своих воспоминаниях, что при вынужденном переходе в новый район в начале ноября 1941 г. отряд оставил (в Кизилташском монастыре) восьмимесячные запасы продуктов. По факту, ситуация была несколько иной.
Из немецких документов: «12.11.41г в районе Кизилташ (12 кмюжнее Старого Крыма) убиты 1 комиссар и 107 партизан. 56 партизан захвачены в плен. Село было подготовлено как центр партизанского движения. Оно состояло из нескольких домов, хижин, гостиницы и бедной церкви. Гостиница сожжена румынами. Захвачены 75 минометов ( NB !!!), 200 винтовок, один румынский стальной шлем, множество амуниции. Большое количество оружия и боеприпасов уничтожено огнем. Найден расстрелянный румынский обер-ефрейтор» [5] .
Таким образом, совершенно очевидно, что этот личный состав не дезертировал, а был уничтожен противником или попал в плен. Основные силы этого отряда, располагавшиеся в верховьях оврага Дар-Богаз у подножья г. Френк-Мезер, устроив засаду, сумели остановить продвижение второго батальона 1-й ГСБр, который двигался с юга, но на «перевале» отряда произошла трагедия.
Далее, 1-я румынская бригада уничтожает базу партизан в Кок-Асане (Кокасане). Ситуация та же. Большое количество продовольствия сосредоточено в одном месте. Румыны (та же самая 1-я горная бригада) приходят, и забирают ВСЕ.
По данным «официальной» партизанской истории 5 ноября по дороге отступал 7-й батальон 297-го сп 184-й сд. В ходе боя с 1-м горным батальоном 1-й горной бригады румын и, приданным ему разведэскадроном, отряд уклонился к востоку, и вышел к базе Ичкинского отряда в районе лесничества Нижний Кок-Асан, где произошел бой между партизанами-базировщиками, бойцами 297-го сп и румынскими горными стрелками. По данным партизан, противник, потеряв 26 человек, отошел в Ени-Сала. Лишь потом, ведомые местными жителями и предателями, захватчики выведали место расположения основной базы…
Скажите, а, что нужно было разведывать, если на карте обозначена мощеная дорога на Верхний Кок-Асан. Румыны и немцы пишут об этом иначе. Румынские документы не упоминают об эпизоде 5.11.1941г., но говорят о том, что партизаны перехватили дорогу Красубазар-Ускут 12.11.1941г., при этом, румыны пишут о трех убитых и нескольких раненых. После этого начался прочес. В результате зачистки местности частями 1-й ГСБр румын 14.11.1943 г. были уничтожены базы партизан в районе Верхний и Нижний Кок-Асан, причем, в ходе одной операции. Противник указывает, что потеряв 6 человек убитыми и 6 ранеными, румыны 14 ноября 1941 года вынудили партизан отойти. По результатам боя противник захватил казармы Нижний и Верхний Кок-Асан, выйдя в район фонтана Павло Чокрак. Противник указывает, что захвачено большое количество продуктов, в том числе около 5 т муки и большая отара овец.
В докладе М.Т. Лобова от 18 октября 1942 года указано: « Ичкинский отряд (командир Чуб, комиссар Золотова) потеряли 900 мешков белой муки, 3100 барашек и много других продуктов». 5 тонн муки, это и есть искомые 900 мешков. Отара овец была захвачена у фонтана Павло-Чокрак, эту информацию противник так же приводит в своих документах и в сводных данных за ноябрь 1941 года. Отару баранов в 3 тыс. голов в тайник спрятать невозможно [6] . Объективно говоря, использование отары в качестве запасов продовольствия – шаг, тоже, достаточно спорный, сильно влияющий на подвижность и боеспособность отряда.
Вся остальная «работа», в том числе и захват продовольственной базы на метеостанции «Караби» - немецкая работа. Ну, если объективно: при чем здесь местное население (хоть татары, хоть не татары), если ОГРОМНОЕ количество продовольствия сложено на базах, к которым идут мощеные дороги (а, к некоторым даже асфальтированные). На что рассчитывали люди, создававшие базы?.
Только в результате зачистки леса 1-й румынской горной бригадой 12-15 ноября 1941 года в районе Салы-Судак – Алушта были захвачены 500 пленных (партизаны и остатки разбитых частей) [7] . Румынские документы говорят о 120 тоннах(!!!) продовольствия и 12 тыс. головах скота (в основном бараны).
Но, вернемся к «нашим» румынам. 1-я ГСБр 18-го ноября 1941 года перебрасывается под Севастополь. Почему? Потому, что ей на смену движется 4-я горная бригада Георге Манолиу, на которую и ложится основное бремя борьбы с партизанами (прибыла 27-го ноября). Кстати, Манолиу, хоть и не стал министром социалистической Румынии, а, закончил станционным смотрителем, но, за Крым наказания не понес. Был ОПРАВДАН.
1-я же ГСБр прибыв под Севастополь, помимо боевых действий, занялась тем же самым: вывозом баз. Я не знаю, какой «умный» человек расположил партизанскую базу рядом с «дачей Кожанова» (на которую так же шла мощеная дорога). Но база партизан была обнаружена в 500 метрах от штаба бригады. Чуть позже, сбежавший от партизан Иван Маминов, действительно выдал два склада (по его данным, его, вместе с телегой, насильственно заставили возить продовольствие партизанам). Еще один «умный» человек разместил базу продовольствия в 500 метрах от с. Черкез Кермен. Кто? Давайте разберемся.
Продовольствие для 5-го Севастопольского района выделял севастопольский трест «Общепита», возглавлял который татарин Ибрагимов, который выделял продовольствие со складов. Да, он бежал из Севастополя. (АГА! Скажут некоторые). Но есть нюанс. Он не закладывал базы. Он подписывал накладные. Места для закладки баз определял 4-й отдел НКВД. Вывоз осуществлялся разными предприятиями Севастополя. Бежал он только после того, как его пришли «брать». Любопытно, что с базами Балаклавского отряда ничего не случилось, хотя выделялось оно по тем же каналам. Просто вывозили продовольствие «свои», партизаны машинами тобакосовхоза «Байдары» (детали этих машин находили наши поисковики).
Севастопольский отряд ушел на «Чайный домик», еще одну турбазу, превращенную в партизанскую базу, но еще не разграбленную врагом (туда дорога была похуже, грунтовая).
В связи с тем, что в Крыму противник столкнулся с партизанами, противник начал формирование специализированного штаба по борьбе с партизанским движением. Изначально, эта задача была возложена на Абвер, и 14 ноября 1941 года был создан абвер-штаб «майора Ризена» (на базе подразделений Абвера при штабе армии).
В этот же день был подписан «Приказ по борьбе с партизанами». Он был направлен «всем заинтересованным сторонам»: в армейское подразделение GFP , абвергруппу 101, айнзац-группу D , в штаб румынского корпуса. Именно этим частям и было поручена борьба с партизанским движением.
Приказ содержал следующие положения:
1) Поступающие донесения позволяют сделать заключение, что в южной части полуострова Крым выявлено централизованное, хорошо организованное партизанское движение. Оно состоит из больших и малых опорных пунктов в горах Яйла, оснащенных оружием, продовольствием, загонами для скота и другим необходимым имуществом. Кроме того, в горах находятся разрозненные части разбитых частей с их офицерами и комиссарами.
2) Партизаны имеют задачи, средства связи и средства передвижения для нарушения работы тыловых частей и нападения на колонны снабжения. Наши усилия не привели к удушению партизанского движения. В связи с этим возникла необходимость централизации усилий для уничтожения их пунктов снабжения. Для этого необходимо работать с местным населением, особенно с татарами.
3) Все донесения, особенно касающиеся партизан должны поступать Абвер-офицеру армии
4) Для подтверждения предполагаемой информации, касающейся партизанских групп, предполагается работа зондеркоманд GFP и СД, а, так же абвер-групп для организации взаимодействия с войсками. Уничтожение мелких групп осуществляется этими зондеркомандами самостоятельно. Большие операции проводятся армией. Все операции должны тщательно готовиться айнзац-командами, армией и полицией. Вооружение стрелковое при поддержке отдельных пушек. …
7) Настоящий приказ ставит задачу перед румынским Горным корпусом задачу очистки гор Яйла от партизан и борьбу с партизанами в пределах своего района ответственности… [8] .
Это первое упоминание о целесообразности работы с населением, и особенно с татарами. По сути, это пока «протокол о намерениях» и «руководство к действию».
Дальше пошла ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ работа по разгрому партизанского движения, но это тема отдельного рассказа.
[1] совр. Белогорск
[2] совр. Приветное
[3] совр. Солнечногорское
[4] NARA T -312 R -363 fr .1120
[5] NARA T -312 R -364
[6] Партизанское движение в Крыму – Сборник документов СОНАТ Симферополь 2006г.
[7] NARA T-312 R-363 fr. 0783
[8] NARA T-312 R-364 fr. 00851, 00852