Каршеринг — уже массовый, но всё ещё новый вид городского транспорта. Мы попробовали описать его место в жизни города на основе данных Яндекс.Драйва.
Возраст пользователей
Каршеринг «взрослеет». Доля пользователей 35 лет и старше за последние три года выросла в два раза — с 19 % до 38 %. Для сравнения, среди пользователей Навигатора доля водителей из этой возрастной группы составляет 63 %.
Как меняется возрастная структура пользователей каршеринга
По данным о пользователях, совершивших как минимум одну поездку на машине Драйва в данный месяц.
Средний водительский стаж пользователей тоже вырос — с 9 лет на момент запуска сервиса до 12 лет в феврале 2021 года. Доля водителей с небольшим стажем (от 2 до 4 лет) сократилась почти в два раза — до 12 %. А доля опытных водителей (со стажем от 15 лет), наоборот, удвоилась и составляет сейчас 30 %.
Пользователи 35–44 лет, по-видимому, используют каршеринг в первую очередь для перемещений между домом и работой: наибольшая активность в этой группе приходится на утренний и вечерний часы пик. Чем моложе пользователи, тем меньше среди них тех, кто едет куда-то утром в час пик, и больше тех, кто берёт машину вечером.
Вождение
Медианная скорость машин Драйва такая же, как у обычных автомобилей, по количеству превышений разницы тоже нет (метод сравнения по обоим параметрам описан в исследовании). Исходя из этого можно предположить, что за рулём каршеринговой и обычной машины люди ведут себя более-менее одинаково.
Медиана скорости почти не зависит от возраста пользователя. Зато есть различия в резкости вождения: чем старше водитель, тем плавнее движение. Так, пользователи 50 лет резко тормозят в полтора раза реже, чем те, кому 21 (минимальный возраст допуска за руль в Драйве).
Частота резких торможений у пользователей разного возраста
Показана частота резких торможений у пользователей данного возраста по сравнению с максимальной среди всех групп. Резким торможением считалось снижение скорости более чем на 10 км/ч за секунду.
Водители постарше также реже превышают скорость, чем молодые. Но в целом количество нарушений не обязательно напрямую связано с возрастом. Например, на красный свет чаще всех проезжают водители средних лет, молодые на светофорах гораздо аккуратнее. А несоблюдение разметки и знаков, похоже, вообще никак не зависит от возраста.
Нарушения и возраст
Группы сравниваются по среднему числу нарушений данного типа.
За 100 % принято число нарушений в самой отличившейся группе.