Введение
Еще при СССР у нас сложилось отставание в освоении дальнего космоса. После развала СССР появилось наше отставание и в развитие космической отрасли в целом. Ситуация обострилась с успехами Илона Маска по удешевлению коммерческих запусков за счет успешного внедрения многоразовости. Ракеты Илона показали меньшую себестоимость, чем ракеты других производителей, пусть и не в таких размерах, как первоначально обещал глава Space - X . Это создало нам проблемы на рынке коммерческих запусков, где мы долго доминировали. За счет коммерческого вывода грузов на орбиту мы в значительной мере компенсировали недостаток государственного финансирования и проблемы с организацией космической отрасли. Но мы не сидим сложа руки. В данный момент мы создаем быстрыми темпами ракету-носитель «Амур-СПГ». Он должен оспорить преимущества детищ Маска по стоимости доставки на орбиту.
Техническое описание
Разработка ракеты началась в 2020 году. Главное фундаментальное отличие это жидкотопливной ракеты от более ранних российских разработок – использование жидкого метана в качестве горючего. В качестве окислителя – традиционный жидкий кислород. Метан позволяет уменьшить количество сажи, что облегчает создание многоразовых жидкостных ракетных двигателей. Так же метан позволил использовать объединенный бак для горючего и окислителя. Их отделяет только перегородка в одном корпусе. Ракета-носитель предназначена для замены, устаревшей «Союз-2» - наследницы еще королевской «семерки». Она содержит 2000 деталей вместо 4500 у предшественницы. Это значительно повышает надежность изделия. Именно большая сложность конструкции отрицательно повлияло на успешность нашей лунной ракеты Н-1. Ракета будет двухступенчатой. Первая ступень будет выполнена в двух вариантах. Один одноразовый, второй многоразовый. Двигатели первой ступени РД-0169А будет иметь тягу в 100 тонн на каждый, что сравнительно мало для одного двигателя. Но опыт США показывает, что при современном уровне электроники малые двигатели позволяют лучше дозировать тягу в зависимости от этапа полета, что важно для возвращения ступени на землю. Их маломощность компенсируют количеством – 5 штук на первой ступени. На второй ступени будет стоять ракетный двигатель РД-0169В-1 тягой 95 тонны в количестве одна единица. Возвращение первой ступени будет идти по схеме, отработанной Илоном Маском на его разработках, с одним отличием. Приземляться она будет на землю. Это лучше соответствует нашим традициям возвращаемых аппаратов. У нас она возникла в силу географических отличий России от США и общему меньшему значению у нас гражданского и военного флота.
Называется стоимость запуска «Амур-СПГ» - 25 миллионов долларов (без разгонного модуля) – это 2,3 т долларов
за кг. « Falcon - 9» имеет стоимость в 62 миллионов долларов при большей, впрочем, грузоподъемности. Это 2,8 т. долларов за кг. Это позволит «Роскосмосу» составить конкуренцию США на рынке коммерческих запусков. При этом мы теоретически можем создать на базе «Амур-СПГ» ракету грузоподъёмностью до 17 т. Это позволит нам еще более уверенно бороться за коммерческие запуски.
Заключение
Да у нашей космонавтики есть серьезные проблемы. Но мы начали из них выбираться. Полезная нагрузка, на которую рассчитана «Амур-СПГ» охватывает самый массовый диапазон коммерческих пусков. Вслед за созданием базовой модификации возможно создание аналогичных ракет более тяжелого класса. Такие ракеты буду более экономически выгодны, чем современный «Протон-М» и перспективные «Союз-5.1» и «Ангара».
Источники
https://kosmolenta.com/index.php/1652-2020-10-06-amur ,
https://rg.ru/2020/10/05/pusk-mnogorazovoj-rakety-amur-namechen-na-2026-god.html ,