Найти тему

Книга о богине с женскими проблемами

Я давно хотела прочитать эту книгу. Так давно, что она еще не была издана. Прочитала первый роман автора «Песнь Ахилла» и уже знала, что буду читать  следующую. Чтобы она не написала. Все равно.

И вот книга вышла. «Цирцея». Опять же основана на древних мифах, к которым у меня особое отношение. Трепетно — любовное, я бы сказала.

Традиционно в мифологии Цирцея (древние греки называли Киркой) считается скорее персонажем отрицательным. Этакая злобная колдунья, жестокая к мужчинам, презирающая женщин, живущая на уединенном острове в окружении диких зверей.

Райт Баркер. Цирцея, 1889
Райт Баркер. Цирцея, 1889

Мадлен Миллер в своем романе представила совсем другой, попыталась объяснить, как она «дошла до жизни такой». Ведь недаром говорят, боги как люди. Только они бессмертны.

Роман написан от первого лица, о своей жизни рассказывает Цирцея. Это и придает книге душевность и сопричастность. Несчастная, одинокая девочка, нелюбимая ни отцом (бог Солнца Гелиос), ни матерью (океанида Персеида), ни братьями, ни сестрами, изгой в семье, объект насмешек других богов. Что из неё могло получиться?

В романе получилось то, что получилось. И Мадлен Миллер, очень последовательно, очень логично, прослеживает жизненный путь Цирцеи, охватывающий период в тысячи сроков обыкновенной человеческой жизни.

И на помощь автору приходят мифы. Знакомые всем мифы сплетаются в одно полотно, окружая жизнь Цирцеи. Одно перечисление мифов, которые автор упомянула в романе, заняло бы много времени.

В романе нашли отражение мифы, которые в той или иной степени связанные с Цирцеей. Это мифы о Главке, Сцилле, Одиссее.

Эглон Хендрик ван дер Нер. Цирцея превращает Сциллу в чудовище, 1695
Эглон Хендрик ван дер Нер. Цирцея превращает Сциллу в чудовище, 1695

Но Миллер пошла дальше и добавила в роман мифы, вроде бы не имеющие отношения к традиционным интерпретациям образа героини книги, но гармонично вошедшие в повествование.

Читатель на страницах встречается с Дедалом и Икаром, Минотавром, Медеей и Ясоном, Пенелопой и Телемахом.

Мартен Рейкарт. Падение Икара, 17 в.
Мартен Рейкарт. Падение Икара, 17 в.

И, конечно, в романе имеются и Высшие боги — Гелиос, Гермес, Афина, Аполлон. И, надо сказать, представлены они не в самом хорошем свете. А что еще ожидать от них? И злоба, и зависть, и предательство. Им все дозволено — они Высшие.

Вот такой роман получился у Мадлен Миллер. Вроде бы сказка, вроде бы выдумка. Но, читая его, совсем забываешь, что весь он лишь литературная переработка мифов. Перед читателем предстает живая женщина — Цирцея — очень человечная, очень несчастная и одинокая. Со своими страхами, своими любовями, своими бедами, радостями, надеждами и разочарованиями.

Нет, это совсем не сказка, даже пусть в нем сказочные действующие лица. Это глубокий роман о жизни. даже если она длится тысячи лет.