Мы с дружным экипажем яхты Freedom совершаем в эти дни поход по наполеоновским местам — вчера были на Эльбе, а завтра окажемся на Корсике. Хороший повод вспомнить мой старый текст, написанный для журнала «Дилетант»:
Бессмертный Наполеон
В ссылке на острове Святой Елены Наполеон ведет образ жизни типичного пенсионера: разводит пчел, вспоминает со своими бойцами минувшие дни и думает о смерти. Фильм «Месье N.» рассказывает вечную историю выброшенного на обочину истории абсолютного монарха.
Наполеон в фильме — это еще относительно молодой, но уже сильно уставший и потрепанный жизнью человек. Он по привычке продолжает называть себя императором, хотя никакой власти у него давно нет. Впрочем, он умудряется порой командовать своими английскими тюремщиками — очевидно, это сходит Наполеону с рук только из-за того, что даже самые суровые англичане не могут устоять перед обаянием бывшего императора и его щедрыми взятками. Немногочисленная оставшаяся с Бонапартом свита разделилась на меркантильных дельцов, алчущих наследства, и убежденных идеалистов, готовых отправиться за своим лидером буквально на край света и, если потребуется, отдать за него честь и жизнь.
Свои тюремные будни Наполеон проводит, в основном, общаясь с поклонницами и пчелами — последние даже становятся основой для новой философии павшего монарха, который признает, что хотел бы быть рабочей пчелой, а не «королевой».
Ряды верных бонапартистов постепенно редеют: кто-то умирает, кого-то Наполеон изгоняет с острова-тюрьмы. Как выясняется ближе к финалу фильма, все это было частью его блестящей аферы и «последнего сражения». «Месье N.» — это, по большому счету, два фильма в одном. Сначала мы видим традиционную экранизацию биографии героя, живущего воспоминаниями о былых победах. Но затем фильм приобретает размах произведений Александра Дюма — центром повествования становится теория заговора и намек на счастливое спасение героя.
Во второй части Бонапарт становится мифическим персонажем, побеждая смерть хитростью и даром убеждения. Учитывая совершенную оторванность места действия от реальности, история приобретает совсем уж потусторонний характер. Океан тут символизирует воды Стикса, сам остров становится чистилищем, а Наполеон напоминает одновременно графа Монте Кристо, Иисуса Христа и Юрия Гагарина в версии советского панегирика: «Знаете, каким он парнем был? Нет, не был, ведь смерть он победил!». Используя метафору из другой культуры и другой эпохи, Элвис не умер, он просто улетел домой.
«Победа в России завершила бы мои походы, — объясняет в фильме Наполеон. — Была бы основана европейская система. У меня все уже было готово. Европейский кодекс, единая система денег, веса, меры, единые законы. Люди могли поехать, куда угодно, и все равно находиться в своей стране».
Единая валюта и путешествия по континенту без границ — оказывается, два века назад Михаил Кутузов и русские солдаты помешали Бонапарту создать Европейский союз.
Мы с дружным экипажем яхты Freedom совершаем в эти дни поход по наполеоновским местам — вчера были на Эльбе, а завтра окажемся н
24 марта 202124 мар 2021
1
2 мин