Найти тему

Игра престолов: сакральные центры держав

Центрами государственности в великих державах являются сакральные сооружения.

О действиях основных государств в международной политике можно говорить весьма упрощенно, или, скорее, символично. Так, будто бы объявляют войны и заключают союзы не живые люди, а здания.

Так, например, если нужно рассказать о том, какую позицию занимает по тому или иному вопросу президент Соединённых Штатов Америки, можно сказать просто, что Белый Дом считает так-то и так. А позицию Правительства Великобритании, соответственно, описать, например, так что Даунинг-стрит,10 пока не спешит с заявлениями. О политике Германии говорят «Бундестаг решил», ну а о российских деяниях на политическом поприще принято говорить как «Кремль пошёл ва-банк» или «Кремль в смятении».

Как видим, у каждой страны есть своё культовое или даже сакральное здание, из которого исходят невидимые эманации политической воли.

Вообще, раньше с этим делом было вообще строго. Престол – понятие более позднее, и в чем-то тождественное слову «трон». А изначально, на Руси, например, было в обиходе просто – стол. Например, новгородский стол, владимирский стол. «И посадил Ярослав сына своего на киевский стол». Киевский стол ценился, одно время считался главным столом в древнерусском государстве. А потом потерял своё значение и самым главным постепенно стал стол московский.

От того, как выглядит и какую историю имеет сакральное здание государства, можно многое осмыслить в его судьбе. Например, тот же Даунинг-стрит, 10, официальная резиденция премьер-министра Великобритании, представляет собой элегантный образчик старой европейской аристократической архитектуры – стильно, со вкусом, и видно, что традиции здесь чтут. В общем, Старая Европа, как она есть, её воплощение.

Белый Дом порождает совсем иное восприятие. Некая циклопичность, броская имперскость, дерзость и чванство, присущие скорее Древнему Риму, нежели свойственные современному государству. В общем, запросы и амбиции страны, воплощенные в здании, фактически обрекают её на гегемонию.

Кремль тут конечно являет собой полную противоположность. Наиболее старый из сакральных зданий великих держав – просто потому, что тот же Лувр, например, больше не «мозг» Франции – и самый особенный. Во-первых, это гигантский комплекс, в котором намешано слишком много древнего и современного. Во-вторых, он специфичен тем, что повторяя русские архитектурные принципы, построен был иностранцами. В-третьих, он отгорожен от мира стенами, причем – кривыми. Но как символ неколебимой приверженности традициям и как сердце древней цивилизации он вполне себе аутентичен.