Журналисты заявляют, что на маркетплейсе OZON взрывной рост спроса на растительные продукты. Продажи сыра тофу, соевого фарша и гуляша выросли почти на 50%. Мы выяснили сколько это в рублях и штуках. Результаты оказались смешными и сейчас объясним почему.
В России начался Великий пост и маркетологи вышли на тропу войны. Каждый старается изменить позиционирование продукта так, чтобы он казался посетителям магазинов наиболее подходящим для постного стола. Но интересно как на самом деле меняется спрос на растительные продукты в период, когда животные белки и жиры употреблять нельзя. Этим вопросом на днях задались журналисты и аналитики российских маркетплейсов. Если прямо сейчас вы введете в поисковой строке запрос схожий с «продажи растительного молока/мяса выросли», то сразу наткнетесь на тематические новости.
Например, сообщается, что на Ozon растут продажи соевого мяса. С 8 по 15 марта рост составил целых 48% по сравнению с объемом продаж неделей ранее. При этом маркетплейс указывает, что чаще всего покупателей стали интересовать сыр тофу, соевые фарш и гуляш. Такая вот продуктовая корзина весны 2021 года. Но пока сеть пестрит свежей статистикой в которой говорится, что продажи растительных продуктов резко скакнули вверх, мы решили разобраться какие объемы товаров кроются в этой таинственном росте продаж. Ведь даже проданные 10 упаковок сыра вместо 1 — это существенный рост. Наши предположения, которые изначально казались смешными, оказались очень правдивыми.
Планируем постный стол
Давайте вместе с вами посмотрим на объемы продаж и выручку от реализации соевого сыра на маркетплейсе Ozon. Данные будем анализировать с помощью нашего сервиса SellerFox за период с 9 по 23 марта. Это первая постная неделя и семь дней до нее. Самый часто встречающей бренд соевого сыра на Ozon показывает интересные результаты. Спрос на него, правда, вырос. Как именно — смотрите на скриншоте ниже.
Спрос вырос в два раза, но продавцов маркетплейсов такими показателями не удивить. Среднее количество проданных позиций в день — 4 штуки, а максимальная выручка за весь период составила всего 6 258 рублей. У еще одного производителя соевых продуктов дела идут по такой же схеме. Да, денег у него больше.
Какие мы делаем выводы? Во-первых, статистика предоставленная аналитиками Ozon правдива и честна. Во-вторых. рост — величина относительная. Мы наблюдаем его на графиках, но как быть, если продавец ориентируется при планировании продаж только на подобные инфоповоды? Представьте, что вы не видите реальных графиков и сумм, а лишь слышите о росте спроса на 50%. Если не знать, что за ним прячется несколько тысяч рублей, можно сильно споткнуться при выходе на рынок с огромной партией того же сыра.
Аппетитно, но не сытно
Давайте также проверим как обстоят дела с продуктами в категории «Растительное мясо». Условия для анализа, сроки и средства аналогичны прошлому примеру. Смотрите, на этот раз данные не стремятся демонстрировать рост спроса. Интересно, но за неделю до начала поста, объем продаж растительного мяса был существенно выше. С другой стороны, сама категория «Растительное мясо» выглядит для продавцов гораздо интереснее. В отличии от сыра, искусственный белок стабильно приносит селлерам большую выручку, хотя не такую, чтобы мы советовали вам выходить с подобным товаром на маркетплейсы. В момент пикового спроса покупатели принесли продавцам соевого мяса чуть больше 15 000 рублей.
Попробуем рассмотреть категорию с позиции популярных товаров. Судя по заявлениям Ozon, наиболее популярными стали соевый фарш и гуляш. Смотрим на данные аналитики. Указанные позиции на самом деле занимают первые места в списке самых популярных товаров. Правда, популярность принесла им на пару чуть больше 20 000 рублей за 14 дней.
Попробуем рассмотреть категорию с позиции популярных товаров. Судя по заявлениям Ozon, наиболее популярными стали соевый фарш и гуляш. Смотрим на данные аналитики. Указанные позиции на самом деле занимают первые места в списке самых популярных товаров. Правда, популярность принесла им на пару чуть больше 20 000 рублей за 14 дней.
Молочные реки, соевые берега
Интересно, что Ozon и другие российские маркетплейсы ничего не говорили о росте спроса на растительные напитки — альтернативное молоко. Возможно, их просто никто не спрашивал. Однако, офлайн-ритейл и службы доставки отмечали, что внимание к этим товарам подросло. Например, «Азбука вкуса» заметила повышение спроса на растительное мясо на 15%, а «Самокат» — на 27%. Вот вам и очередной повод для анализа.
Смотрим, что произошло с необычными напитками на маркетплейсах за последние 14 дней. Ниже статистика, собранная на маркетплейсе Ozon. Тут все гораздо интереснее, чем на мясной кухне.
Вы же видите тоже самое, что и мы? Спрос на растительные напитки значительно выше заинтересованности в любых соевых продуктах и субстратах. Показатели выручки тоже на высоте. Единственно, чего не показывает аналитическая сводка — причины по которым покупатели так усердно кладут в свои корзины растительные напитки. Утверждать, что это связано с Великом постом — неправильно и не логично. Как минимум, потому что с прошлой недели спрос на растительные напитки начал падать. С утверждениями офлайн-ритейла такие данные никак не вяжутся.
Попробуем рассмотреть популярные позиции — какие товары продаются в данной категории чаще и приносят большую выручку? Видно, что в топе товаров — овсяное и кокосовое молоко. Причем первое, по итогам 14 дней, оказалось лидером как по объему принесенной выручки, так и по количеству продаж.
Конечно, утверждать, что все эти изменения — сезонный спрос как, например, повальная скупка гирлянд перед Новым годом — нельзя. Не стоит забывать, что растительные продукты могут покупать сторонники здорового образа жизни и вегетарианцы. Но и без таких дополнительных данных, аналитика совсем иначе раскрывает перед нами современный рынок продуктов питания. И очень хочется, чтобы ей пользовалось как можно больше продавцов. Ведь гораздо проще самому перепроверить цифры, опубликованные в СМИ, чем пересчитывать убытки, которые продавец может понести просто потому что доверился преувеличенной или недостоверной информации.