Найти в Дзене

Мы родом из СССР

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Миновали, точнее — пролетели 59 лет этой прекрасной и очень непростой жизни, и все чаще в последнее время хочется замедлить ее темп, остановиться хоть на время, оглянуться назад, в свое прошлое, вспомнить и провести самый точный и честный анализ всего, что было. Разобраться в этой странной профессии "пенсионер". Да и в себе в целом.

Вспоминая прожитые годы, осмысливаю изменение собственного мировоззрения на разных этапах жизни.

Родом я из СССР. Всю жизнь прожила в средней полосе, в любимом городе на Волге. Окончила школу, ВУЗ, получила экономическое образование, работала по специальности. Выходила замуж, рожала детей. Здесь и внУчки мои подрастают.

Я у родителей одна, как-то не решилась от них уехать по распределению после института. Получила диплом, на работу вышла через неделю, а через 5 месяцев ушла в декретный отпуск.

С первым мужем развелась через 17 лет, дочке почти 16 было. Во втором браке в 40 лет родила сына. Разница у детей почти 18 лет.

Всю жизнь работала, СЛИШКОМ МНОГО времени отдавала работе. С детьми мама помогала, практически она их и вырастила. На пенсию ушла в 57 лет. И почувствовала себя, что называется, «не у дел».

ДЕТСТВО

Родилась и выросла я тихой послушной девочкой в простой рабочей семье в рабочем районе под названием Заводской. Моя семья не была "маргинальной", как это сейчас называют. Семью "тянула мама". Отец часто (если не сказать – регулярно) «злоупотреблял», мама работала по жуткому графику – три дня в утреннюю смену, три дня – в дневную, три дня – в ночную, потом, наверно, выходной. Я до школы жила на Пролетарке у бабы Дуни, бабушки по отцу. Бабушка занималась огородом, выращивала на продажу редиску - хорошая прибавка к мизерной пенсии. Развитием моим не занимались, но читать-считать в 6 лет я уже умела. Значит, кто-то научил. Я стрелец по гороскопу, день рожденья в декабре, в школу пошла в полные семь, то есть почти в восемь.

Перед школой родители забрали меня домой. Жили мы в общежитии с общим коридором, двумя кухнями и двумя санузлами на 24 или 32 семьи (точно не помню, но почему-то эти две цифры в памяти всплывают, может, потому что дом углом стоял, и было два «крыла»).

Куча детворы из нашей общаги постоянно пропадала во дворах. Играли в классики, в Стариков-разбойников, в Море волнуется раз, в прятки, прыгали, скакали, босиком по лужам бегали, зимой строили крепости из снега, катались на санках, лыжах. с девчонками какие-то спектакли разыгрывали, в принцесс наряжались, летом у подножия деревьев прятали «секретики» (это стеклышки такие с красивыми фантиками или фольгой) .

В школу пошла с удовольствием, хорошо училась. Из начальной школы запомнилось два момента.

Школа № 84, ужЕ тогда деревья были большими.
Школа № 84, ужЕ тогда деревья были большими.

Устраивали концерт для родителей, и мы дуэтом с моей подругой исполняли песню «Огромное небо». Я старалась изо всех сил и допела песню до конца, а Лола расплакалась после первого куплета из-за того, что я пела неправильно. Ну, ей виднее. Лолита, соседка моя по дому (они жили на 3 этаже, как раз над нами), ходила в музыкальную школу по классу фортепиано, и, как она говорила, если бы мама ее в музыке не волокла, неизвестно, как бы она училась.

Мне же кто-то на ухо наступил. Впрочем, на слух я любую фальшивую ноту определяю. Воспроизвести не могу, даже не пытаюсь, стесняюсь, комплексую. Если люди ожидают от меня большего, чем я могу им дать, то это их ошибка, а не моя вина. Но с тех пор я пела только для себя, когда никто не слышит. И мне это нравилось. Вот они, комплексы из детства.

Как хорошей ученице давали нагрузку – подтягивать двоечника, тоже соседа по дому Витю Микулич. Его запомнила по вихру на лбу (как корова зализала) и вечно сопливому носу.

В середине первой четверти 4 класса меня перевели в другую школу, потому что мы переехали в долгожданную отдельную 2-комнатную квартиру, в трех остановках от нашего общежития. Папу моего много раз отодвигали в очереди на улучшение жилищных условий, как пьяницу и дебошира. И вот свершилось наконец! Отдельная квартира со всеми удобствами! Круто было и то, что телефон домашний по правилам того времени остался нам от прежних жильцов. Им, конечно, не повезло – вскоре порядок изменился, и абонентам разрешили забирать телефон (номер) с собой при переезде на новое место жительства, если там позволяло наличие кАбеля. Но поезд уже ушел.

Фото из Интернета. Мало что изменилось. Цоколь разукрасили. Наша квартира угловая на 4 этаже. Балкон у нас не был остеклен. Ящиками и бутылками, наверно, так же гремят
Фото из Интернета. Мало что изменилось. Цоколь разукрасили. Наша квартира угловая на 4 этаже. Балкон у нас не был остеклен. Ящиками и бутылками, наверно, так же гремят

Дом стоял (да и сейчас еще стоИт) на повороте дороги и трамвайной линии. Внизу был гастроном, под балконом ранним утром и по ночам гремели пустой стеклотарой, грузили-разгружали товар. То есть грохот стоял постоянно. Плюс скрежет трамвайных колес на повороте... Но люди ко всему привыкают. Мама приходила после ночной смены и спала, не обращая внимания ни на какие шумы.

В новой школе меня приняли нормально: я хорошо училась, с одноклассниками не конфликтовала. Тогда в школах, наверно, такая практика была – здесь я тоже с двоечником занималась дополнительно. Но мы уже постарше стали, и Вовка Саблин еще тот хулиган оказался. На занятия у себя дома после уроков я звала еще и подружек, а он «чумился» над нами: то в комнате или на балконе нас запрет, то заставит ему рубашку гладить. Занятия эти в 4 и 5 классе были, а потом подопечный куда-то делся. Может, на второй год остался. Не подтянула…

В пионерские годы была председателем совета отряда, членом совета дружины школы. Макулатуру/металлолом собирали маршировали на все патриотические праздники, наш отряд имени Лени Голикова на смотрах даже побеждал. Мне очень хорошо давались точные науки, математика была любимым предметом. Тамара Ивановна, русичка и наша классная, говорила, что у меня математический и аналититческий склад ума. Аналитика - это да, это мое ВСЕ по жизни.

Мама перешла на другую работу, с графиком посвободнее. В результате теперь она пахала на трех работах по сменам: весовщицей на ж/д, убиралась на комбинате в конторе и туалетах, и напротив дома в аптеке мыла пузырьки/пробирки для фармацевтов. А еще весь сезон по выходным с отцом (когда он был в норме) обрабатывали дачу. Мама стремилась, чтобы я была не хуже других и ни в чем не нуждалась.

Потом у меня случилась любовь...