Великолепный фильм режиссера Пола Томаса Андерсонса с Хоакином Фениксом и Филипом Сеймуром Хоффманом (его последняя крупная роль) о поиске душевного равновесия и наставника
У фильма 3 номинации на Оскар, но коммерчески он оказался провальным.
Фильм снят на 65-мм негативную пленку (70-мм прокатный позитив) старой камерой, он очень красив. Даже актеры второго плана потрясающие: Эми Адамс, Лора Дерн, Джесси Племонс, Эмбир Чилдерс, Рами Малек
В целом у фильма нет морали, отчего он далеко не всем может понравиться. Андерсон исследует понятия веры, самоидентификации, силы авторитета, но ничего не объясняет. При этом фильм о том, что мы сами можем анализировать себя, спрашивать, куда идем, делать выбор, но часто обречены на поражение.
ДАЛЕЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ
Андерсон вынашивал этот фильм 12 лет, а сюжетно картина походит на "Нефть". Для написания сценария режиссер использовал ранние наброски "Нефти", историю актера Джейсона Робардса и биографию Джона Стейнбека и Рональда Л. Хаббарда.
Сам Пол Томас Андерсон так отзывался о собственном проекте:
Это история о том, как люди встречаются, как между ними возникает любовь и как развиваются их бурные отношения. Это отец и сын, не хозяин и слуга, а именно двое любящих друг друга людей. Что само по себе дает огромное пространство для повествования
То, что поможет пониманию фильма:
- вода - образ странствий, воспоминаний, времени
- женщина из песка - мечта Фредди и образ его женщины
- Фредди сексуально притягателен для женщин (нам дают это понять, но не показывают)
- процессинг, аберрации - термины из реальной дианетики
- Фредди не предатель (как все мужчины в окружении Додда), он умеет ограничивать волю женщины, он потенциальный лидер, он готов служить общему Делу и защищать Учителя
- Мастер в фильме никем не манипулирует (или истово верует, или манипулирует так, что нам этого не показывают)
- Фредди может являть собой мифологический образ Диониса, а Додд - Аполлона
Подводя прямой "в лоб" смысл фильма: Фредди бегал в кольце "выпить, ввязаться в скандал и убегать от преследования", Мастер вывел его из младенческого состояния, Фредди держался, у него получалось, но в итоге он не смог
Более правильна трактовка: потерянный Фредди находит Мастера, тот помогает ему, но Фредди предает его ради женщины. Задача Ученика - служить Мастеру, но Фредди нарушает этот обет.
Главные уроки фильма:
- К прошлому нет возврата /если принять культ/
- Женщина – это мираж, погнавшись за которым потеряешь своего Учителя и смысл своей жизни /если принять культ/
- Очередное (Магнолия, Нефть, Мастер) развенчание культа /если не верить в культ/