Методическая разработка
Комплекс классных часов: “Люди из стали”
Пояснительная записка
Общее описание комплекса
Тема Великой Отечественной войны, занимает особое место в системе воспитания личности учащихся нашей страны. История этого события воистину уникальна, по причине того, что она является самым объемным и при том чистейшим выражением образца нравственности гражданина России, который в современном общественном сознании воплотился в полноценную идеологию. По большей части именно она сегодня декларирует те личностные качества, которыми должен обладать настоящий гражданин и патриот, соответственно эта концепция определяет - цели воспитательного процесса в области гражданского, патриотического, трудового направлений. Но насколько корректно такое воспитательное воздействие, основанное на несомненно ужаснейших страницах истории нашей страны?
Проблема заключается в излишней романтизации Великой Отечественной войны. Повсеместно публикуются различные “научные” статьи, работы именитых авторов, показывающие это ужаснейшее событие крайне однобоко. В этих историях нет места рассказам о муках, смертях, голоде, усталости, отчаянье, эти публикации являются синтезом исключительно положительных аспектов: героизма, милосердия, альтруизма и конечно патриотизма, который стал неразрывен с первыми тремя тезисами. Такой подход явно порочит память наших ветеранов, которые сражались не ради лозунгов вытекающих из такого отношения лозунгов: “Можем повторить”, а ради защиты своей родины, ради сохранения мира на Земле. Но при этом правдивое толкование таких событий для младших школьников крайне травматично для их психики. Что же делать в таких условиях педагогам, перед которыми стоит задача освещения этих трагичных событий перед младшеклассниками?
Можно просто признать невыполнимость задач такого рода и исключить просветительскую деятельность в данном направлении вовсе, но в таком случае возникает новая проблема - детям доступен интернет с книгами Быкова, Астафьева и многих других фронтовых писателей, рассказывающих правду о войне, которой они рано или поздно заинтересуются в силу возрастных особенностей психики.
Так всё же как решить эту проблему? Одним из ответов на этот вопрос может стать представленный комплекс классных часов, который основан на главном свойстве воспитательного процесса - его пластичности. Воспитательный процесс как нам известно работает не по принципу конструирования личности из неделимый, монументальных кирпичиков, это скорее конструктор, к которому добавляются всё новые запчасти, выкидываются старые и из этих запчастей каждая личность строит свою картину мира.
Таким образом представленный цикл классных часов направлен на постепенное введение учащихся в эту крайне многообразную и сложную тему посредством отбора: материала, средств, форм и методов соответствующих возрастным особенностям учащихся 1-2 и 3-4 класса. При продолжении данного курса в средней и старшей школе, перед учащимся откроется весь спектр знаний в данной области, при этом значимое воспитательное влияние, основанное на героизме соотечественников будет реализовано в полной мере в полной мере.
Обоснование отбора: материала, средств, форм и методов
Мероприятия данного цикла направлены на развитие положительных нравственно - ценностных ориентиров у учащихся начальных классов на основе крайне сложного, структурированного и объёмного материала. Представленные условия вкупе с возрастными особенностями учащихся создают крайне затруднительную педагогическую ситуацию - учителю необходимо изложить материал максимально однозначно, кратко, увлекательно, логично, эмоционально, основываясь на жизненном опыте учащихся в котором не так много параллелей с “тёмными” страницами истории Великой Отечественной войны. Для повышения учебной мотивации и активизации познавательной деятельности были избраны следующие методы:
- Активизация различных каналов восприятия
- Дифференциация видов активности
- Применение соревновательных групповых активностей
- Театрализация деятельности
- Проблемное изложение материала
- Применение ситуаций успеха
- Применение ИКТ
- Эмоциональное изложение материала
- Повествование несколькими (учителями) действующими лицами
Критериями отбора материала выступили:
- Эмоциональность материала
- Соответствие нравственного содержания - воспитательной траектории младших школьников
- Высокая наглядность материала
- Обоснованность нравственного содержания на жизненном опыте и реальных персоналиях
Обоснование для применения форм учебной активности и организации деятельности:
- Использование групповой организации деятельности, как средства развития коллективизма и интенсификации социализации младших школьников
- Использование проблемных ситуаций, как средства поддержки сфокусированности учащихся на учебной деятельности
- Использование соревновательных игровых активностей, как средства развития стрессоустойчивости и повышения интереса к учебной деятельности
Обоснование выбора средств обучения:
- Использование ИКТ, с целью повысить сфокусированность учащихся на материале, активизать различные каналы восприятия и повысить наглядность материала
- Использование средств театрализации (костюмов, плакатов, газет…) с целью формирования нестандартной учебной атмосферы
- Использование раздаточных материалов, с целью разнообразить учебную деятельность и повысить наглядность
Описание классного часа
“Как закалялась сталь!”
Возрастная группа: младшие школьники в возрасте 7-9 лет.
Особенности развития личности учащихся в 1-2 классах, заключаются в характере воспитательного воздействия. На данном этапе закладываются основы патриотизма, формируются базовые представления о единстве общества, учащийся получает первый опыт социального взаимодействия от качество которого напрямую зависит эффективность дальней социализации личности. Также, в первые два года обучения формируются основы положительных качеств личности. Исходя их данных факторов в мероприятии строго регламентированная групповая форма взаимодействия использовалась как основная. Содержание нравственных примеров являлось простым, однозначным, направленным на формирование базовых положительных качеств личности : трудолюбия, милосердия, сострадания.
Применяемые в структуре мероприятия методы, приёмы и средства были определены на основе возрастных психофизических особенностей учащихся . В мероприятии применяются разнообразные формы учебной активности, содержащие в себе э лементы игры с учебным содержанием . Регламент проведения предполагает частичное утоление двигательной активности (каждый учащийся перед ответом встаёт с места; в ходе соревновательных форм активности учащиеся свободно передвигаются возле стола своей микрогруппы). ИКТ технологии призваны повысить наглядность материала и сфокусировать внимание учащихся. Применение театрализации призвано повысить эффективность учебного процесса за счёт развитости воображения младших школьников. Раздаточный материал предполагает активизацию сензитивного канала восприятия (желтоватая шершавая бумага; шестерни, вата …). Атмосфера ответственности и официальности призвана минимизировать риск дисциплинарных проступков, в частности применяется метод возложения ответственности за соблюдения дисциплины на учащихся с низким уровнем самоконтроля.
Мероприятие формирует основу знаний учащихся о Великой Отечественной войне, применяя при этом не травматичные положительные примеры из жизни тружеников тыла, как средство познания. Эти знания формируют базовое понимание трагичных событий войны, оставляя возможность для дальнейшего дополнения.
Описание классного часа
“Как ковалась сталь!”
Возрастная группа: младшие школьники в возрасте 10-13 лет.
Младший школьный возраст - является периодом, в который закладывается основа личности учащегося. Этот процесс как говорилось ранее схож с конструированием моделей из появляющихся и исчезающих деталей. Появление этих “деталей” и их выход из картины мира учащегося обусловлен психо-физическими возрастными особенностями .
Школьники 3-4 класса имеют более устойчивое внимание и развитые механизмы саморегуляции . Это не исключает необходимости активизации познавательного интереса, но позволяет “разгрузить” мероприятие от изобилия методов направленных на решение данной проблемы.
В данном классном часе средством побуждения интереса к теме исследования и активизации познавательной активности применяется экспериментальный вид организации деятельности - “педагогическая постановка” симбиоз круглого стола с театрализованным представлением. При этом сам материал мероприятия является непосредственно педагогическим . Он составлен самим педагогом и хоть содержит художественные средства выразительности, для поддержания атмосферы, ими не перегружен, что часто встречается в художественных текстах.
Применение организации деятельности в таком формате призвано максимально эффективно погрузить учащихся в сюжет мероприятия , содержание которого представляет собой текст с концентрированным воспитательным воздействием . Для продуктивизации этого воздействия перед учащимися ставится глобальная проблема , которую они должны решить в ходе классного часа, а точнее - в ходе коллективного обсуждения сюжета следующего в конце каждой главы.
Данное мероприятие призвано не только ознакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, но и сформировать адекватные представления о характере нравственности и ответить на важнейший вопрос в данном направлении - “Что такое добро, а что такое зло? И как это зло в себе уничтожить?
Сценарий мероприятия: “Как закалялась сталь!”
Тема: “Как закалялась сталь!”
Вид мероприятия: театрализованная деловая игра.
Цель: формирование положительных нравственно-ценностных ориентиров на основе изучения историй тружеников тыла времён Великой Отечественной войны; формирование патриотизма, готовности к защите и сохранению истории своей страны.
Задачи: создать нестандартную эмоциональную атмосферу, для активизации познавательной деятельности и побуждения интереса к теме исследования; предупредить возможные дисциплинарные нарушения; сформировать микрогруппы, как средство развития коллективизма; создать ситуации адекватного соперничества, как средство повышения учебной мотивировации; создать ситуации успеха, как средство повышения учебной мотивировации: развивать лидерские качества.
- Развивать коммуникативные компетенции : умение строить высказывания; умение решать конфликтные ситуации; умение работать в микрогруппах; умение контролировать ход диалога и эмоциональное состояние собеседника.
- Развивать регулятивные компетенции : контроль, коррекция, оценка, целеполагание, планирование.
- Развивать познавательные компетенции : постановка и решение проблемных ситуаций; анализ; синтез.
- Развивать личностные компетенции : нравственное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическое оценивание.
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная
Оборудование: презентация по теме; интерактивная доска; видеоролики по теме исследования; аудиоматериалы по теме исследования; раздаточные материалы с регламентом мероприятия; раздаточные материала для проведения нестандартных форм активности; военная форма; плакаты; реквизит для создания атмосферы.
Тайминги:
Организационный момент - 5 минут
Актуализация и мотивация дальнейшей деятельности - 2 минуты
Основной этап - 30 минут
Рефлексия - 8 минут
Организационный момент
(Секретарь) Добрый день дорогие товарищи советники! Попрошу всех встать! (Главнокомандующий кладёт газету и встаёт с места) Рад(а) приветствовать вас на нашем собственном Съезде Совета СССР! Ваши родители, бабушки, дедушки, наверняка рассказывали вам о тех страшных, сложных событиях прошлых лет, о той страшной истории великой страны. Ей пришлось пройти сложнейшую проверку на прочность! Весь наш народ объединился перед лицом опасности - Фашистской Германией! Мы героически прошли через все сложности и сегодня я рад(а) иметь честь сказать эти прекрасные, греющие душу каждого гражданина слова! От лица всего советского народа, я секретарь съезда (ФИО секретаря) поздравляю вас с Великой победой! С праздником товарищи! (аплодисменты) Присаживайтесь.
(Секретарь) Перейдем к оглашению регламента, а именно правил нашего собрания. Эти правила есть у каждого собрания, но сейчас поговорим о наших с вами. Он находится у вас на столах, мы ознакомимся и огласим его вместе, а затем решим оставить правила в таком виде, или изменить их. (вместе с учениками педагог зачитывает регламент данного мероприятия) (Слайд 2) Ну что, а сейчас голосование, и помните, если какое-то правило вас не устраивает - вы должны предложить другое на замену ему.
(Секретарь) Также, съездом назначается ответственный за соблюдение правил - товарищ (ФИО ответственного за дисциплину пояснение: в соответствии с опытом из педагогической практики на данную должность необходимо назначить учащегося, который с наибольшей вероятностью может пренебрегать правилами мероприятия, но при возникновении чувства ответственности это неповиновения приобретает противоположную направленность. Такие ученики не только начинают соблюдать правила, но и отлично справляются с ролью контроля за их исполнение другими участниками). Попрошу вас встать. Надеюсь вы понимаете значимость вашей работы для нас и благодарю за её выполнение. Надеемся на вас!
Актуализация и мотивация дальнейшей деятельности
(Секретарь) Прошу всех встать. Теперь рад(а) иметь честь объявить начало Съезда Совета СССР. (аплодисменты) Для описания вашей дальнейшей работы слово предоставляется Главнокомандующему Красной армии и Главе Советского Союза (Вариативно: товарищу Сталину). Кто-нибудь знает о ком идёт речь? Человек, который отдавал приказы вершившие ход истории нашей с вами страны - Иосиф Виссарионович Сталин.
(Главнокомандующий) Здравствуйте дорогие товарищи! Рад вас видеть в добром здравии, надеюсь на эффективную работу с вашей стороны и хочу объяснить, почему результат нашего собрания важен для всех граждан страны, мы ведь все с вами уже взрослые люди. Цель нашего съезда в том, чтобы дать оценку жизни советского народа во времена Великой Отечественной войны. И как вы думаете, кто нам может рассказать об этом лучше любого - конечно сам советский народ! Это такие же люди с живой, открытой душой, что под гнетом войны закалилась!
(Главнокомандующий) Так почему для них это было так важно? Они ведь и сами пережили эти страшные события и лучше нас знают что и как происходило. А дело в том, что все мы советники - были выбраны ими на голосовании. По их мнению, именно мы понимаем советский народ лучше кого-либо и когда в стране происходят такие события, как вы думаете, мы должны показать, что мы знаем как им было трудно? Знаем, что они пережили? Знаем кто подарил нам чистое небо над головой? (ответ учащихся)
(Главнокомандующий) Рад, что вы это понимаете коллеги. Думаю вы также должны понимать, что на вас лежит груз ответственности, за сохранение памяти о героизме каждого из стопятидесятый миллионов человек нашей родины, а это не десять, не сто, даже не десять тысяч историй. Если пересказывать их все без остановки мы закончим только через несколько тысяч лет. Поэтому мы и должны исследовать несколько историй, которые показывают как люди боролись с захватчиками и командой создать общий доклад об этих событиях, доклад, который услышат во всех уголках планеты, узнают о горе и счастье, о героизме и страхе, о детях и стариках ковавших эту победу. Будьте внимательнее, ведь благодаря вам, все люди на Земле узнают, “Какковалась сталь!” Ура товарищи! (аплодисменты)
Основной этап
Введение в дальнейшую деятельность
(Главнокомандующий) Благодарю за внимание. Передаю слово товарищу ( фамилия секретаря)
(Секретарь) Вы все внимательно прослушали речь Главнокомандующего и чтобы нам с вами создать доклад нужно ведь на что-то опираться? Да, верно, на те самые истории о которых шла речь, истории граждан, которые лучше всего описывают ситуацию, но для начала предлагаю вам посмотреть короткий фильм, в котором вам подробнее расскажут о тех работах, на которых трудились труженики тыла.
(Секретарь) Теперь, предлагаю вам ответить на самые важные вопросы исходя из просмотренного фильма, которые помогут нам в работе. Почему все эти профессии можно назвать важными для каждого? Легко ли работать фрезеровщиком, врачом, швеёй? Можем мы назвать людей с такой профессией героями? (вопрос, использующийся для создания проблемной ситуации)
(Секретарь) Спасибо за ваши ответы. Но судя по всему нам не хватает понимания военной ситуации, чтобы ответить на этот вопрос, поэтому я предлагаю вам ответить на него в ходе нашего съезда, в этом нам помогут письма тружеников тыла. Теперь товарищи, от вас потребуется крайняя сосредоточенность и дисциплинированность. Помните - от нас зависит сохранение памяти нашего народа и то, какими нас будут помнить дети, внуки. От нас зависит то, как будет выглядеть страна в глазах других народов.
(Секретарь) Теперь о письмах. Как вы знаете, война закончилась совсем недавно и поэтому, все письма, которые присылаются председателями съезда - зашифровываются. К сожалению мы не смогли разгадать его, поэтому надеемся на ваши способности товарищи. Для каждого отдела мы дадим по предложению. Также, с письмом пришел обрывок бумаги, на котором написано: пароль - алфавит 1 (пароль демонстрируется на доске). (Секретаря подзывает Главнокомандующий)
(Секретарь) Посоветовавшись с Главнокомандующим мы приняли решение вознаградить команду, которая справится с заданием быстрее орденами за проявленную находчивость. Теперь вы можете взять письма у Главнокомандующего и приступить к выполнению приказа. Удачи товарищи!
Зашифрованный текст
Шифр Цезаря сдвиг: 1 буква
Пароль: азбука 1
Промышленность - Гписбтуб рсйиьгопдп л упнф нпнёоуф а ёъж оё ептуйд й вмйилп, рпюупнф рсйоам сёщёойё йеуй
Ткачество - Упгбсйъй дмбгоплпнбоефяъйё! Ема обшбмб, цпуёмптэ вь рпиесбгйуэ гбт т гёмйшбкщйн рсбиеойлпн г йтупсйй
Пояснение: при возникновении затруднений, пароль дополняется, что обыгрывается следующим образом:
Товарищи! Прошу обратить внимание на материалы заседания. Сейчас радиорубка продемонстрирует только что найденные материалы для расшифровки текста:
(Радиорубка\нейросеть) Пароль: азбука 1 б вправо
Далее подсказки даются за счёт перенаправления познавательной активности наводящими вопросами:
(Главнокомандующий) Товарищи, как вы думаете, что может значить эта “б”? Может быть это первая буква какого-то слова?
Разбор “доклада о ткачестве”
(Главнокомандующий) Товарищи, прошу продемонстрировать результаты вашей работы. (проверка выполнения) Отлично, народ будет гордиться своими героями, теперь мы можем с помощью устройства разведчиков расшифровать тексты полностью. Отдел (победивший в соревновании) прошу принять мою искреннюю благодарность. Вы будете награждены на церемонии в конце съезда, секретарь - зафиксируйте это в журнале.
(Главнокомандующий) Приступим к рассмотрению документов. Для расшифровки прошу подключить радиорубку, но вначале мне важно узнать, как вы понимаете данное слово, знаете ли вы, что это? (педагогом ведется прослушивание ответов учащихся, а затем пояснение: текст писем будет озвучиваться голосом, сгенерированным нейросетью, при этом звуковые характеристики подобраны исходя из соответствия голосу диктора радио советского союза, для дополнения атмосферы).
(Нейросеть\радиорубка) Здравия желаю товарищ Главнокомандующий! Радиорубка к собранию подключена!
(Главнокомандующий) О успешности расшифровки - доложить!
(Нейросеть\радиорубка) Расшифровка материалов прошла успешно!
(Главнокомандующий) Благодарю за работу! Для упрощения нашей работы, радиорубка будет озвучивать по абзацу из сообщения. Ну ка, кто чётко ответить мне, что же такое абзац? (принимаются ответы учеников, тем самым закрепляя материал пройденный ранее) Ваша задача - найти самое главное в этих словах, проще говоря найти те части истории, которые необходимо сохранить. Записывать мы их будем сюда (перелистывает слайд презентации).Как вы видите, нам нужно будет описать людей и те условия, в которых они жили, чтобы ответить на главный вопрос: как они помогали выиграть войну и почему они это делали? Советниками приказ ясен?! (ответ учащихся). Приказ выполнять.
(Главнокомандующий) Радиорубка - к докладу приступить!
(Нейросеть\радиорубка) Так точно, приступаю к выполнению приказа!
Доклад о работе военных заводов:
Я Владимир Овсеевич Герцберг 1926 года рождения. На момент начала военных действий только заканчивал шестой класс. 22 июня 1941 года после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз сразу понял - нужно любым способом защитить свою родину!
(Главнокомандующий) И так товарищи, что в этих словах простого мальчика может быть важно для нас? Что мы захотим рассказать своим детям, своему народу и всему остальному миру? Если вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, я попрошу вас обратить особое внимание на две вещи в докладе товарища Герцберга. Первая - возраст мальчика: ему было всего четырнадцать лет на момент объявления войны, но при этом посмотрите на его реакцию: Как он отреагировал на объявление войны? Можно ли назвать его храбрым? (ответ учеников) Теперь мы можем записать, что мальчик был храбрым (запись на доске характеристики мальчика).
(Главнокомандующий) Товарищи, из вас вышла отличная команда, теперь послушаем, что ещё нам пишет товарищ Герцберг. Радиорубка - следующую часть текста включить.
(Нейросеть\радиорубка) Возраста призывного я ещё не достиг, поэтому принял решение идти на знаменитый завод - Уралмаш. Тут каждой свободной руке были рады, работали мы не меньше 12 часов, если удавалось больше четырёх часов поспать - считай выходной дали, сложно было поначалу - не выспался совсем, а потом посмотрел на старшего мастера. Работал он больше, но и выглядел бодрее меня, хоть и был старше. А дело оказалось в том, что он приловчился поставить деталь, включить станок, а две минуты пока она делалась - поспать. Как? Опирался на корпус станка и моментально отключился от усталости. Научился и я такому приёму и с того момента стал я работать на час в день дольше.
(Главнокомандующий) Председатели совета, попрошу обратить ваше внимание на те условия, в которых работал мальчик. Из его рассказа мы узнаём, что трудился он по 12 часов, временами больше, спал совсем мало, дошло до того, что оперевшись на станок - он засыпал от усталости. Что мы можем сказать о мальчике? Что мы можем сказать об условиях работы? Можем ли мы сказать, что мальчик трудолюбивый? Можем ли мы сказать, что условия работы были очень сложными?
(Главнокомандующий) Ну что, мы всё яснее и подробнее видим портрет человека, работающего на машинном заводе в страшные годы войны. Что мы можем сказать о нём сейчас? (педагог в свою очередь выслушивает учащихся, корректируя правильность ответа на поставленный вопрос) Совершенно верно, он трудолюбивый и храбрый, но информации которую мы изучили недостаточно, чего-то не хватает…
(Главнокомандующий) Думаю, для того, чтобы получше познакомиться с условиями работы наших героев вы сделаете одно простое действие, давайте внимательно посмотрим на наши рабочие места. На столах лежит папка с документами. В ней - картонная дощечка, карандаш и картонные детали от станка, на котором работал Владимир Овсеевич. Взглянем внимательнее на листки, на них нарисовано несколько точек - это места крепления шестерёнок. Вам нужно поставить шестерёнки так, чтобы покрутив первую - крутилась и последняя, как на этом примере - (учитель показывает схожий механизм, различающийся размером и расположением шестерней. Один набор выдаётся на одну группу). Команда выполнившая это задание также будет удостоен награждения медалью и занесением отметки в журнал заседания.
(Главнокомандующий) Ну что, мы всё яснее и подробнее видим портрет человека, работающего на машинном заводе в страшные годы войны. Что мы можем сказать о нём сейчас? (педагог в свою очередь выслушивает учащихся, корректируя правильность ответа на поставленный вопрос) Совершенно верно, он трудолюбивый и храбрый, но информации которую мы изучили недостаточно, чего-то не хватает… Радиорубка - продолжить доклад!
(Нейросеть\радиорубка) Докладываю об одном из сложнейших и важнейших вопросов тех времён - о питании. Я, как работник завода питался в столовой, там кормили очень хорошо - стакан компота, два ломтика хлеба, и тарелка манной каши. Без стряпни наших поваров, давно бы не выдержал… Но и тут мы фронту пытались помочь: как чувствуем, что без буханки хлеба - отдавали на фронт - или отдавали нуждающимся женщинам, детям, или заранее договаривались и всем заводом и с каждой порции по 100 грамм каши экономили и отправляли на фронт, им она явно была нужнее, видимо не зря.
(Главнокомандующий) Владимир Овсеевич на самом деле, - лучший пример советского человека и именно такие люди пишут нашу историю. "Почему" спросите вы? Товарищи советники, вы только взгляните - наш юный фрезеровщик, пишет как он устал, как ему сложно было работать на заводе, а когда у этого человека спрашивают про питание, он отвечает, что оно было хорошим, хотя мы видим - это неправда. Так питаться просто нельзя! При таком питании можно себя голодом заморить, а что делает он? Отдаёт часть и без того маленькой порции каши на фронт, а хлебом и компотом делится с детьми, женщинами и другими нуждающимся. Согласны ли вы, что на такие поступки способны только истинные герои? (ответ учащихся)
(Главнокомандующий) Отлично, наш Совет хоть теперь хорошо видит как выглядел обычный рабочий великого завода Уралмаш. На нём трудились очень много рабочих, которые трудились все - как один: помогали в трудную минуту; смеялись и плакали вместе; иногда даже спасали друг - другу жизни. Чтобы работать дальше мы должны понять, чем же отличается работа на заводе от других профессий, о которых мы сегодня говорили? Для этого предлагаю вам товарищи вспомнить, что эта работа подойдёт не каждому! Она для сильных людей, не жалеющих своего тела для защиты родины. Но вы знаете, что люди бывают разные: одни защищают - других принято защищать; одни прочные как сталь - другие хоть и стараются быть такими же прочными, всё-таки хотят любви и ласки. Как вы думаете о каком это я различии говорю?? (ответ учеников)
(Главнокомандующий) Именно! Мы описали работника завода, как вы думаете можем ли мы позволить нашим красивым и часто хрупким девушкам рисковать собой в таких условиях: где работают острые пилы? где - то ужасно жарко, то смертельно холодно? где слишком грязно и крайне опасно? На самом деле этого допускать не хочется, хоть и временами приходилось… Во время войны - некоторые девушки шли на Уралмаш. Они сами этого желали и в таком случае ни один человек останавливать гражданку не в праве. В таких ситуациях нам, защитникам нужно оберегать их от опасности на заводе, что и старались делать рабочие.
(Главнокомандующий) Мы уже сказали, что девушки иногда могут быть очень и очень сильными. И на самом деле во многом каждая девушка сильнее мужчины. Они могут заниматься тем, что мужчинам обычно не под силу, и сейчас мы в этом убедимся. Во время войны - мужчины ушли на фронт, пытаясь защитить своих женщин, стариков, детей. Многие старшие дети - устроились на заводы. А что же делали женщины? Ведь до этого всю тяжёлую работу делали мужчины? Выходит они остались в безвыходной ситуации и осталось просто надеяться, что сегодня, завтра вернётся их защитник? Нет! Разве наш советский товарищ мог сидеть сложа руки, пока их близкие люди каждую секунду рискуют жизнью, ради сохранения их жизни? Конечно нет, женщины в этой войне проявили себя не хуже мужчин, а иногда и лучше - сейчас вы в этом убедитесь. Передаю слово для рассмотрения следующего документа секретарю.
(Секретарь) Благодарю товарищ Главнокомандующий. И так, господа советники. Мы - женщины, хоть и хрупки, нежны, но на самом деле далеко не слабы, что и продемонстрировали наши соотечественницы во времена Великой Отечественной войны. И это нам демонстрирует наша следующая героиня. Попрошу радиорубку зачитать следующее письмо.
(Нейросеть\радиорубка) Приказ выполняю!
Товарищи главнокомандующие! Для начала, хотелось бы поздравить вас с величайшим праздником в истории нашей страны и поблагодарить за то, что вы нам его подарили! С Великой Победой вас и спасибо от лица всего советского народа! Рада иметь честь рассказать лично вам о моём труде на благо родины во время Великой Отечественной войны! Я - Татьяна Плохих родилась в 1929 году в городе Мурманск, являюсь четвертым, самым младшим ребёнком в семье. Климат в родном городе - суровый, поэтому отец принял решение перевезти семью в Омск, где мы и жили с 1937 года.
(Секретарь) Товарищи. Мы говорили, что война - это очень тяжёлое событие в жизни каждого. Это величайшее испытание, которое пережили наши граждане. Оно закалило каждого нашего товарища и оставило глубокий след в его душе. Самое сложное в такое время - это снова научиться жить: радоваться жизни, любить, смеяться - снова научиться чувствовать. И именно тут и сильна наша героиня, именно тут сильны наши женщины.
(Секретарь) Несколько дней назад каждый человек в стране трудился не смотря на: усталость, голод, холод, страх и прятал свои чувства под желанием защиты родины. Поэтому письмо товарища Герцберга и выглядело как военный доклад. Но посмотрите как начинает свой рассказ наша соотечественница! От этого письма чувствуется тепло. Она искренне радуется за победу и её чувства согревают окружающих, это и есть сила наших женщин. Несмотря ни на что, они готовы дарить тепло души каждому из нас, это чувствуем мы, это чувствовали и солдаты и именно это тепло согревало их, когда было холодно - это ощущение согревало не давало бойцам опустить руки, когда было страшно, без этого ощущения мы бы не выиграли войну. Давайте подумаем, как мы можем описать такую способность девушек одним словом? Может быть это добродушие? (обсуждение с учащимися)
(Секретарь) Отлично, благодаря вашей усердной работе товарищи советники, мы начинаем понимать, как выглядели труженицы тыла. (учитель перелистывает слайд). Но нам ещё нужно выяснить, как они трудились во времена войны. Для этого снова обратимся к докладу. Радиорубка - продолжайте!
(Нейросеть\радиорубка) Есть продолжать!
На время объявления войны, я ещё не закончила семь классов школы, поэтому первые два военных года я доучилась, а тем временем отец, служивший в милиции - пошёл на фронт, мать и старшие сёстры - в госпиталь, помогать раненым, а младший брат через некоторое время - ушёл вслед за отцом . Перехожу к докладу о труде на благо победы. Сначала расскажу вам про поговорку, которую повторяли многие труженики тыла в те времена: "Сытый солдат - счастливый солдат" но мне кажется, что её нужно немного исправить "Сытый и хорошо одетый солдат - счастливый солдат!" Одеждой мы и пытались помочь героям на нашей фабрике “Большевичка”.
(Секретарь) Господа советники. Как вы видете и правда это письмо очень точно рассказывает нам о людях, которые выиграли войну. Из рассказа Татьяны Плохих мы узнаём и о том, где работали её родственники. Она рассказывает, что мама и сестра пошли в госпиталь, но девочка не могла последовать их примеру. Она ещё училась в школе, да и работа в таком месте требует не только силы духа, но и физической силы. Девушкам в госпитале приходилось переносить раненых солдат, в ручную стирать одежду и бинты. При этом, многие наши солдаты рассказывают, что они смогли побороть страх и снова вернуться на фронт после ранения именно из-за того душевного женского тепла, которое они так хотели защитить и за которое они хотели отблагодарить своих спасительниц. И именно это тепло захотела подарить солдатам девочка Таня. По окончании школы она устроилась на фабрику, которая делала одежду для солдат.
(Секретарь) Чтобы лучше понять Таню предлагаю вам товарищи советники попробовать сшить маленькую подушечку. Она по сравнению с шинелями и ватниками сделанными девочкой очень мала, но даже такую подушку сделать не очень легко. Для этого я раздам каждому отделу по; иголке с ниткой ( иголка сделана из картона с затупленным концом, на конце нитки находится бусина, для закрепления нити ), два листика бумаги ( с дырками по краям ), которые будут вместо ткани и вату. (учитель раздаёт материалы, после перелистывает слайд). Обратите внимание на инструкцию (на доске). Вам необходимо соединить два листа так, чтобы дырки на них совпали, потом продевать через них иголку с ниткой, пока вы не сошьёте полностью три стороны нашей подушки, потом через получившуюся дырку вам нужно положить вату и после этого зашить последнюю сторону. Также мы с Главнокомандующим будем следить за выполнением задания и команда выполнившая задание быстрее и качественнее всех получит медаль “за трудолюбие” на нашем награждении.
(Секретарь) Господа советники - можете приступать к выполнению. (учитель контролирует выполнение задания и консультирует учащихся при возникновении затруднений). Отлично отдел (выигравшая команда) господин Главнокомандующий занесёт ваши достижения в журнал заседания.
(Секретарь) Теперь мы можем точно сказать, какой должен быть человек, чтобы выполнять такую работу быстро и хорошо. Мы можем сказать, что такой человек может быть неаккуратным и почему? (ответ учеников) И правда, представьте, мы использовали настоящие иголки, а девочки на фабрике пользовались самыми настоящими и острыми иглами, от чего могли пораниться, занести грязь в рану и очень тяжело заболеть. А можем мы сказать, что такие девочки должны быть ловкими? (ответ учащихся). Конечно, мы не были ограничены во времени, а труженицы фабрики не могли себе позволить долго работать, ведь если хоть одна курточка для солдата задержится, он её может не получить и уйти на фронт, там без тёплой одежды он замёрзнет. А если этот солдат - капитан? Так можно проиграть и бой и войну, правда?
(Секретарь) Вот мы с вами и разобрались с тем, насколько была сложна работа швеи и всё лучше видим её портрет. Уже виднеются черты лица нашей героини. Но мы всё - ещё видим её не чётко. Давайте продолжим знакомиться с её подвигами с историей нашей победы! Радиорубка - следующий отрывок.
(Нейросеть\радиорубка) Выполняю.
Не сказать конечно, что всё получалось делать с первого раза , но я и другие девочки под чутким руководством мастера приложив все свои силы , научились шить фуфайки, ватники, шинели очень быстро и качественно, а как подругому? Как представлю отца в плохой одежде - сразу дурно становится. Постепенно у нас сформировался дружный рабочий коллектив, все девочки готовы были прийти на помощь в трудную минуту, разделить и горе и величайшую радость от новости о Великой Победе!
Работа на фабрике кипела по двенадцать часов в день , а временами и дольше . Мы трудились не жалея сил , даже когда не хватало времени поспать и поесть. Да и ели немного, питались тем, чего хватало небольшим, хрупким девушкам, остальное всё оставляли для фронта, для победы!
(Секретарь) Уважаемые советники! Вам не кажется, что эта история во многом напоминает рассказ товарища Герцберг. Он также работал не покладая рук с утра до ночи, как и Татьяна. Тогда можем мы назвать девочку трудолюбивой и отважной, как и того мальчика с завода Уралмаш? (ответ учащихся) Несомненно это так. Где бы человек не жил, где бы он не работал в это тяжёлое время для нашего государства, мальчик или девочка, мужчина или только окончивший семь классов парень, все трудились не покладая рук, все они ковали победу.
(Секретарь) В тылу люди недоедали, чтобы солдаты лучше кушали на фронте. На фронте солдаты не жалели своей души и тела, чтобы защитить своих близких, чтобы сохранить голубое небо над их головами. Один был за всех и все были за одного, прям как вы сегодня, работая в одной команде, как единый механизм. Радиорубка - благодарю за проделанную работу!
(Радиорубка\нейросеть) Служим Советскому Союзу!
Рефлексия. Доклад “Как закалялась сталь!”
(Секретарь) Господа, наше заседание подходит к концу. Как видите, эта тема слишком велика, чтобы обсудить её полностью за одно собрание. Но сегодня - мы выяснили то, что от нас требовалось. Мы выяснили то, что каждый гражданин нашей страны, кем бы он не был: солдатом, слесарем или даже школьником, при возникновении угрозы встал на защиту своей Родины. Все десятки миллионов героев трудились не покладая рук. Ещё мы узнали какими были эти великие люди. Давайте ещё раз вспомним, что мы доложим нашему народу, какими они - наши герои? (диалог с учащимися) А какой рассказ вам понравился больше всего и почему? (общение с учащимися).
(Главнокомандующий) Ещё мы говорили, что каждый человек был важен для победы. Чтобы доказать это, давайте представим, что один из наших героев, испугался, или работал бы не по 12 часов, а по 6, чтобы сильно не уставать. Что случится в таком случае. Посмотрите на наш механизм (учитель демонстрирует макет механизма) один из зубчиков у перовой шестерёнки на нём механизме держится не очень крепко - вот этот (учитель показывает надпиленный зубчик). Представьте, если такой зубчик оторвётся (учитель отрывает надпиленный зубчик). Попробуем теперь покрутить механизм. Видите - он хоть и работает, но неправильно. Он не может производить качественные детали, а всё из-за одного зубчика.
(Секретарь) А теперь я порву одну из ниток на нашей подушке. (обрезает одну из ниток на макете подушки) Видите - она вроде держится, но если взять ваши подушки и слегка потянуть их части в разные стороны - подушка выдержит, а это - развалится. Такая куртка тоже не годится для солдата, а во всём виновата лишь одна порванная часть нитки.
(Главнокомандующий) Наши герои были одним целым и в горе и в радости. Эти великие люди были готовы отдать всё - лишь бы их ребёнок, жена, мать, внук или внучка могли также как и они когда-то: проснуться с улыбкой на лице, почистить зубы, сесть за стол со своими родственниками, вместе посмеяться, порадоваться тому, какая прекрасная погода за окном, порадоваться тому, что они просто есть друг у друга. Они впитали в себя всю боль и жестокость войны, чтобы сегодня мы с вами были счастливы. Так писалась история нашей страны, для этого мы и писали наш доклад, чтобы все знали (Главнокомандующий вместе с секретарём) Как закалялась сталь.
(Секретарь) В начале мы говорили, что нам нужно защитить память тружеников тыла. Говорили, что это важная часть нашей истории. Наверно теперь вы можете дать ответ сами себе - готовы ли вы сохранить эти истории у себя глубоко в сердце? Готовы ли вы в день Великой Победы смеяться и веселиться, но и не забывать при этом тех, кто дал нам эту возможность? Тех людей, благодаря которым существует Россия? Благодаря которым существуем мы? (ответ учащихся).
(Главнокомандующий) Прекрасно, мы гордимся вами ребята, а ещё больше вами гордятся сами труженики тыла. Если у них выросли такие внуки - значит они явно воевали не зря! Но есть ещё одна, очень важная вещь. Чтобы понять, что это за вещь, ответьте на вопрос, а должны ли мы защищать тружеников тыла, которым сейчас больше девяноста лет. Когда-то они работали по 14 часов на заводе, питаясь чем придётся, чтобы у нас всё было хорошо. Как вы думаете, достойны ли они того, чтобы хорошо всё было у них? (ответ учащихся)
(Секретарь) Вы правы ребята! Они достойны самого лучшего, но к сожалению наше государство не может помочь этим великим людям. Многие из них живут очень скромно. У многих нет не только таких вещей как телевизор, или телефон, им не хватает денег, чтобы хорошо кушать или даже на необходимые лекарства. Как вы думаете, это правильно? (ответ учащихся)
(Главнокомандующий) Но мы не можем сейчас с этим ничего сделать, но мы можем сделать самое важное - сохранить их память и передать её нашим детям. Мы можем радоваться, как они этого хотели. Мы можем уважать старших и помогать им, поверьте, для них это важнее, чем что угодно, именно ради этого они и боролись - ради нашего счастливого будущего.
(Секретарь) И если вы 9 мая увидите на улице пожилого человека с медалями на груди, обязательно подойдите к нему, улыбнитесь, и скажите одну простую, но очень важную фразу - спасибо вам за Великую Победу!
(Главнокомандующий) А теперь мы хотим поблагодарить вас за проделанную работу. Объявляется торжественная церемония награждения.
Пояснение: под торжественную музыку озвучиваются имена учащихся, они выходят под аплодисменты и награждаются медалями в зависимости от того, в каком конкурсе они одержали победу. Также, всем раздаются медали за участие с надписью С Днём Победы. Командам, которые не одержали победы раздаются медали “Народной любви”.
(Секретарь) А теперь оцените наше собрание. Для этого я дам вам листочки. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них смайликами: счастливый смайлик - это да, обычный смайлик - это не знаю, грустный смайлик - это нет. Готовы? (ответ учащихся) Тогда начинаем.
Вопросы
- Тебе понравились истории?
- Тебе было интересно?
- Тебе понравилось работать в команде?
- Ты доволен своей работой?
- Тебе хочется, чтобы таких уроков было больше?
Тема: “Как ковалась сталь!”
Вид мероприятия: круглый стол и элементами театрализации (“педагогическая постановка”)
Цель: формирование положительных нравственно-ценностных ориентиров на основе изучения историй тружеников тыла времён Великой Отечественной войны; формирование патриотизма, готовности к защите и сохранению истории своей страны.
Задачи: создать нестандартную эмоциональную атмосферу, для активизации познавательной деятельности и побуждения интереса к теме исследования; создать глобальную, близкую учащимся проблемную ситуацию в ходе решения которой реализуется основная задача мероприятия; погрузить учащихся в сюжет мероприятия, на основе апелляции к жизненному опыту; повысить эффективность воспитательного воздействия за счёт сопоставления действий персонажа с ценностными установками учащихся.
- Развивать коммуникативные компетенции : умение строить высказывания; умение решать конфликтные ситуации; умение работать в микрогруппах; умение контролировать ход диалога и эмоциональное состояние собеседника.
- Развивать регулятивные компетенции : контроль, коррекция, оценка, целеполагание, планирование.
- Развивать познавательные компетенции : постановка и решение проблемных ситуаций; анализ; синтез.
- Развивать личностные компетенции : нравственное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическое оценивание.
Формы организации деятельности: фронтальная
Оборудование: презентация по теме; интерактивная доска; аудиоматериалы по теме исследования; реквизит для создания атмосферы; пластилин; костюмы героев.
Тайминги:
Мотивационный этап. Актуализация деятельности - 5 минут
Основной этап - 35 минут
Рефлексия - 5 минут
Сценарий мероприятия: “Как ковалась сталь!”
Мотивационный этап. Актуализация деятельности
( Добро: приветливо) Здравствуйте дорогие ученики. В этот прекрасный день мы с вами собрались … (прерывает Чёрное: раздражённо с усмешкой)
(Зло: с насмешкой ) Да вы только посмотрите, что это тут у нас за ангелочек? Какая милая. Прошу не утруждай себя, я всё сделаю сам. Ну привет детишки, как делишки? Сегодня я буду спасать вас от скуки. (шепотом): Ой, она, что у меня за спиной, да?
( Добро: раздражённо) Прошу прощение за моего коллегу, он такой невоспитанный и грубый, иногда даже хочется…
(Зло: иронично ) Поблагодарить его за то, что он такой интересный в отличии от меня. Ой, да не стоило.
( Белое: с насмешкой) Иногда даже хочется от стыда сквозь землю провалиться. Пытаешься всё сделать хорошо и правильно, а он - ну вы сами видите.
(Зло: удручённо ) А мне? мне как стыдно? Вроде такая взрослая, а наивная - как маленький ребёнок. Ребята, вы только сильно на неё не злитесь - лучше просто не обращайте внимания.
( Добро: приветливо) Ладно, не важно… Как вы поняли - мы...
(Зло) Стоп, а что вы поняли? Что может быть настолько разным как и мы? При этом, хоть отношения у нас достаточно сложные - мы не можем друг без друга, без неё - нет и меня, а без меня - нет её. Кого, или что мы представляем? (ответ учащихся)
(Зло) Именно! Мы добро и зло! Свет и тьма! Веселье (показывает на себя) и грусть (показывает на Белое)!
( Добро ) Прошу прощения за моего вечного спутника - он иногда плохо контролирует свои действия и речь. Но главное - он нас представил, за что я ему и благодарна.
( Добро ) Сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы ответить на мучающий нас миллиарды лет вопрос. Дело в том, что мы, не можем существовать отдельно друг от друга и поэтому - вечно спорим что же такое добро, а что такое зло? Что плохо, а что хорошо? И чтобы решить этот вопрос раз и навсегда мы сегодня стоим перед вами.
(Зло) Возможно, вы не понимаете: А что сложного в том, чтобы отделить добро от зла? К сожалению - это ооочень непросто. Мы похожи на эти кусочки пластилина (достаёт два куска пластилина). Вот чёрное, а вот белое, сейчас нам их и разделять не нужно, но в жизни эти два куска - смешиваются (соединяет пластилин и скатывает его в шарик) - они становятся одним целым и снова разделить их без вашей помощи невозможно. Сегодня вы будете распутывать этот клубок. Осторожно отделять его белые части от чёрных. Именно от вас будет зависеть ответ на вопрос: что такое добро? А что такое зло?
( Добро ) В такие моменты - я забываю насколько он бывает ужасен. Спасибо коллега. Теперь я объясню, как мы будем это делать. Чтобы разделить нас - мы будем смотреть на разные ситуации из жизни людей, а вам нужно будет хорошо подумать и сказать - хорошая это ситуация, или плохая? Добро это или зло? Давайте попробуем потренироваться сначала не простых ситуациях.
( Добро ) Посмотрите на доску. Тут изображён плачущий ребёнок. Плохая это ситуация или хорошая? (ответ учащихся)
(Зло) Отлично, а теперь? Ребёнок играющий с машинкой это хорошо или плохо? (ответ учащихся)
( Добро ) Хорошо, осталось только найти этот "слепок", в котором будет и горе и радость, громкие смех и плач, героизм и подлость, праздник и траур. Этот слепок должен быть хорошо вам знаком. Как вы думаете, что это за событие? (ответ учащихся)
(Зло) Верно! Великая отечественная война - страшное событие в истории России. Это то событие, которое могло привести к уничтожению русского народа, да и всего мира.
( Добро ) Но ваши предки отважно встали на его защиту. Они трудились не покладая рук, чтобы мы сегодня могли смотреть на голубое небо над головой.
(Зло) Посмотрите на доску. На ней мы будем записывать результаты нашей работы. Это поможет нам ответить на главный вопрос. Что такое война? И чего там больше: добра или зла.
Основной этап
Глава 1
“Кусок хлеба”
( Добро ) Чтобы упростить нашу задачу, мы разберём жизнь одного из людей времён Великой Отечественной войны. Так мы будем лучше понимать поступки нашего героя и нам будет проще ответить на вопросы о добре и зле. Присаживайтесь поудобнее - мы начинаем знакомство.
(Зло) Посмотрите (включает песню прекрасное - далёко). Это мальчик Гриша. Он со своим отцом идёт в школу. Везде играет знакомая вам песня. Сегодня у Гриши праздник - он идёт в первый класс. По пути он с отцом заходит в магазин. Гриша захотел мороженого. Первоклассник идёт по Цветному бульвару. Вокруг растут ещё не очень высокие деревья. Их посадили совсем недавно. Вокруг мальчика счастливые дети со своими родителями. - “Какой чудесный день!” - подумал мальчик. Они с отцом подходят к воротам школы. “С этого момента - я больше не ребёнок! Теперь я ученик” - думает Гриша. Стойте. Слышите? -”Что это за звук? Почему он мне так знаком?” Подумал мальчик. Звук становился всё громче и вдруг, он услышал взрывы. Гриша проснулся в холодном поту. Это были дорогие мальчику воспоминания - всего лишь сон. Как бы он хотел, чтобы этот момент продолжался вечно, но этому не суждено случиться. Мальчик должен был сидеть за школьной партой сегодня утром, но школу закрыли пол года назад - учиться слишком опасно. При бомбёжке в ней негде было укрыться от взрывов. Шёл 1943 год и мальчик вспомнил этот солнечный день не просто так. Сегодня - первое сентября. День, когда он должен был перейти из младших классов в среднюю школу, в 5-ый класс.
( Добро ) Наш герой протирает глаза, оглядывается по сторонам. Снова видит стены с потрескавшейся и местами отвалившейся краской. Это случилось из - за постоянных бомбардировок. Оглядывается по сторонам. Старшая сестра и мама уже ушли на работу - в госпиталь. Они оставили мальчику кусок хлеба и две ягоды алычи, которые мальчик нашёл вчера в лесу. Гриша откусывает кусочек хлеба, съедает одну ягоду, вдруг слышит стук в окно. Гриииишаа! Просыпайся! Это его друг Саша. На лице мальчика ненадолго появляется улыбка. Да не сплю я! Сейчас выйду! Мальчик натягивает старые, протёртые до дыр ботинки и выходит на улицу.
- Привет! - радостно произносит Саша. С этим мальчиком Гриша знаком со школы. Они учились в одном классе. В дом Саши разрушился во время бомбардировки и он с мамой поселился неподолёку - у его бабушки. Гриша всегда удивлялся тому, что Саша, чтобы не происходило - умел радоваться жизни и улыбаться.
- Ну привет! - радостно отвечает Гриша.
- Это кстати тебе. - Гриша отдаёт Саше оставшуюся еду.
- Да не стоит. Лучше сам покушай. - отвечает Саша
- Я наелся. Мама сегодня оставила два куска хлеба, бери не стесняйся.
- Спасибо большое! - дело в том, что Гриша знал - у мамы Саши проблемы на работе - ей не платят уже неделю, деньги у неё кончились и мама Саши несколько дней не приносит еды домой.
Вопросы к обсуждению:
(Зло) Так. А теперь давайте обсудим:
- В хороших, или плохих условиях жил Гриша?
- Хорошая ли семья у Гриши?
- Хорошая ли семья у Саши?
- Хорошие ли отношения у Саши и Гриши?
Глава 2
“Мой… Наш секрет”
- Ладно. Давай показывай. - говорит Саша с ухмылкой.
- Что показывай? - с непониманием отвечает Гриша
- Ой, за дурака меня не держи, я знаю,ты вчера, пока алычу собирал - нашёл пилотку фрица. Я же твой …
- Да тихо ты! (шёпотом) Если кто узнает - отберут, а потом ещё и родственников допрашивать будут. Что, уже забыл как с машинами родителями было? Друг ты мне, друг, но будь поосторожнее. - раздражённо говорит Гриша. Дело в том, что во времена Великой Отечественной войны, каждая мелочь вызывала подозрение у правительства. Допустим - если человек слишком хорошо знал немецкий язык, за ним устанавливали постоянную слежку. А тут - мальчики нашли фуражку фашиста, а это - куда страшнее.
- Давай в лес за мхом пойдём и я тебе всё пока…
- Ты хотел сказать НАМ всё покажешь? - прерывает разговор та самая Маша, выходя из кустов.
- Вот чёрт! - подумал Гриша
- Да, это я и хотел сказать. Но только в городе про это - молчком! Даже родителям не слова. Всем ясно?
- Да! - одновременно отвечают ребята.
- Эх, ладно, пошли за мхом товарищи! На встречу к приключениям! - говорит Саша.
В городе Сочи в то время не хватало лекарств. Поэтому дети помогали госпиталям и ходили в лес за мхом, который использовали вместо бинтов и ваты. Этот мох обладал целебными свойствами и помогал затягивать раны.
Вопросы к обсуждению:
( Добро ) Ребята направляются в лес, а пока - давайте обсудим:
- Как мы можем описать ребят?
- Можем ли мы сказать, что кто-то из них злой или может жадный?
- Как вообще мы можем описать Сашу?
- Как можем описать нашего героя - Гришу?
Глава 3
“Только шапку не забирайте!”
(Зло) Ты всё усложняешь… Нет там никакого солдата. Это просто шапка.
( Добро ) Ну вот сейчас мы это и проверим, а пока вы можете предположить сами, что будет дальше?
Наши герои тем временем почти добрались до леса. Сейчас они проходят мимо дачи Хлудова. Это красивое старинное здание в центре современного парка Ривьера.
- Слушай Гриш. А где ты эту шапку говоришь нашёл? - поинтересовался Саша
- Да тут, недалеко от дачи. Залез на алычу, начал уже собирать, а мне что-то в глаз светит. Думал ты снова из кустов солнечного зайчика пускаешь, а потом огляделся, а в траве лежит тряпка, на ней блестяшка пришита. Спустился, а там пилотка, на ней орёл нашит, а под ним эта блестяшка. Ну сейчас всё сам увидишь, нам неда…
- Так отряд, на месте раз, два - донёсся голос из-за спины. Ребята обернулись, и резко побледнели. За их спинами всё это время стоял солдат. Он обходил территорию, в даче Хлудова пару дней назад остановился “ Сочинский истребительный батальон ”.
- Неужели он всё слышал? - подумал ребята
- Что с нами будет? Наших родителей лишат работы? Мою маму теперь точно посадят за шпионаж.
- О какой такой пилотке вы говорили бойцы? - спросил солдат
- Все опустили глаза вниз, ребята были очень напуганы.
- Докладывайте товарищи! Или вы только на немецком понимаете? Шпионы значит! Пошли за мной тогда. - пугал детей солдат.
- Нет дяденька, постойте! Вот она, пилотка! Мы правда не шпионы! Мы просто идём за лечебным мхом в госпиталь! Каждый день мы тут ходим! Можете у кого хотите спросить! Моя мама в госпитале работает! - пока Гриша объяснялся перед солдатом, остальные ребята не поднимали взгляда и обреченно ждали наказания. Но вдруг…
- Вы только пилотку не забирайте! Она для меня очень важна! Да я сам честно говоря на фронт попасть мечтаю, но полки все говорят - маленький слишком, не берут даже учиться!
- Да что он несёт! Жить перехотелось что ли?! Так пускай нас в это не втягивает! Мы то не причём! - ребята подняли головы с удивлённым взглядом, посмотрели на руку Гриши в которой лежала пилотка с красной звездой советского красноармейца и всё поняли. Отец мальчика, как и все остальные мужчины - пошёл на фронт и мальчик рассказывал, что папа в одно из писем сложил пилотку и отослал Грише. Мальчик гордился этим подарком, он очень любил своего отца и хотел сохранить пилотку до его возвращения.
- Неужели он правда это сделал? Неужели мы спасены?! - подумали ребята на мгновение. Но радоваться было рано - Гриша говорил про нашивку орла, если солдат всё слышал - все усилия бесполезны.
- Может вы меня возьмёте к себе в полк?! Я могу даже просто стирать или полы мыть! - пытался забалтывать солдата мальчик.
- Я тоже воевать хочу! Всегда пилотом быть мечтал! А как это в облаках летать?! А вам не страшно?! А сколько вылетов вы сделали?! - начал помогать другу Саша.
- А как вы ориентируетесь в облаках?! - подключилась Маша
- Так мелюсга, что вы мне тут зубы заговариваете! Не отвлекайте от обхода территории! Шагом марш за чем вы там, в лес ходите! Приносите пользу родине! - раздражённо окончил этот беспорядок солдат.
- Есть шагом марш! - дружно ответили ребята и побежали в сторону леса. Они бежали так быстро, как не бегали никогда. Ощущения у них были смешанные, но по большей части они чувствовали радость от того, что им удалось спасти себя и своих близких от наказания. Они ещё не…
(Зло) (не) Надо. Не надо пугать ребят. И так, все вопросы, что были до этого, оказались для вас слишком лёгкими. А теперь давайте попробуем ответить на более сложные. Правильно ли поступили Гриша, Саша и Маша, когда обманули солдата? Поступок ведь неплохой правда? Они защитили себя, своих близких.
Вопросы к обсуждению:
( Добро ) Ох, а если фашист, который оставил эту пилотку бродит по Сочи, или около города? Что же делают эти ребята.
- Как вы думаете, Гриша поступил правильно?
- А ребята, как поступили они?
- Хорошо ли общался с нашими героями солдат?
- Стоило ли ребятам рассказать солдату о находке?
Вот у нас так всегда. Как только возникает хоть какая-то трудность в ответе на вопрос: плохой поступок или хороший? Мы не можем определить правильный ответ. Эх, ну может продолжение истории сможет нам помочь.
Глава 4
“ Карательный батальон”
(Зло) Тем временем наши герои добрались до леса и сели под деревом, чтобы отдохнуть.
- Фух, как мы его! Чуть не попались! - говорит Гришка, смотря на ребят. Но у них на лицах он не видит радости.
- Гриша, мы должны вернуться и всё рассказать! Срочно! - очень встревожено говорит Саша.
- Сашка! Родной! Ты чего? Мы ведь с тобой знаем, что с нами произойдёт. Знаем, что случится с нашими родителями. Хорошо от этого нам точно не будет! Или ты уже забыл, что случилось, когда Маша отнесла немецкую нашивку в штаб? - возбуждённо и агрессивно сказал Гриша.
- Маша! Напомни ему...
- Гриша, он прав. И не надо кричать - говорите шёпотом.
- Да что с вами?! Шёпотом? Ты что так перепугалась этого солдатика, что уже разговаривать боишся? Да кто нас услышит?! У меня есть пилотка фашиста! - громко прокричал в конце совей речи Гриша.
- Гриша замолчи. Ты не понимаешь, что делаешь. Мы не знали какую именно пилотку ты нашёл. Успокойся и дай нам всё объяснить, а пока, пошли обратно. Как раз в даче батальон солдат, им мы всё и расскажем. - прошептал Саша испуганным голосом.
- Я никуда с вами не пойду ненормальные! И буду кричать сколько захочу! Ещё я сумасшедших не слушал! - ещё громче начинает кричать Гриша.
- Сумасшедших… Ладно, называй меня как хочешь, ну я тебя умоляю - пошли отсюда, ради меня, если ты ещё считаешь меня другом - просто давай вернёмся, а по дороге мы всё тебе объясним. Если ты откажешься, мы вернёмся вдвоём с Машей. А ты оставайся, если жизнь не дорога. - огорчённо прошептал Саша.
- Гриша пойми, мы не просто так это говорим, мы знаем откуда эта фуражка и что с нами случится, если мы не уйдём. - продолжила Маша.
- Да идите вы на все четыре стороны! Друг называется! Ну спасибо Саш, поддержал как настоящий друг! Если просто испугались, так и скажите! Зачем вы мне врёте! Зачем ты мне врёшь Саша? Ещё и нашей дружбой прикрываешься! Не нужны мне такие “друзья”! - озлобленно говорил Гриша.
- Хорошо, тогда мы пошли, но перед этим, ты должен знать - это пилотка солдата карательного батальона Адольфа Гитлера. Эти люди не просто убивают людей - они мучают до смерти женщин, детей, стариков. Один из них бродит по округе, но говорили, что его выследили и застрелили. Возможно он был не один. Если не веришь, посмотри на эту как ты говоришь блестяшку. Это металлический череп - символ этого отряда. Теперь решай сам. маша - побежали быстрей. - закончил попытки Саша и побежали они с Машей обратно в город.
- Ну и скатертью дорога! Давайте! Убегайте! Бегите от своего страха! Я ради вас самое ценное, что было отдал! Я вас спас! А вы… - кричал им вслед обозленный Гриша.
(Зло) Он в своей злости не понимал, что ребята рассказали ему правду. На самом деле Маша пошла с мальчишками, чтобы проследить за ними, чтобы они не натворили чего страшного. До этого, хоть девочке об этом по секрету рассказала мама, Маша успела рассказать Саше, почему её маму так допрашивали. Дело было в том, что значок, который нашла девочка принадлежал фашисту, которого долгое время искали по лесам красноармейцы. По ночам, он пробирался в город, поджигал дома и докладывал в штаб о местоположении таких объектов, как школы, госпиталя, военные штабы, поэтому его назвали “Поджигатель”. Недавно они нашли фашиста в лесу и решили, что это и был. Долгое время налёты на город не происходили, но потом, они продолжились с удвоенной силой и меткостью. Тогда красноармейцы и поняли - Поджигатель жив.
Вопросы к обсуждению:
( Добро ) Но пред тем, как продолжить нашу историю, давайте продолжим распутывать наш “клубок”
- Почему Гриша так разозлился?
- Как по вашему мнению поступили ребята?
- Как бы вы поступили на месте Гриши?
- Как бы вы поступили на месте Саши?
Глава 5
“Конец?”
( Добро ) И так, конечно - поступкам Гриши нет оправдания. Нельзя так поступать со своими друзьями, чтобы не случилось, как бы вы не поругались. Но и Саша с Машей оставили мальчика. И не просто оставили, а бросили наедине с опаснейшим монстром. Наша беседа. заводи нас всё дальше и дальше, но мы так и не дали ответ на вопрос, кто точно поступил правильно, а кто нет. У нас есть последний шанс, нам предстоит решить эту проблему окончательно. Приближается кульминация нашей истории.
(Зло) Наш “герой” тем временем одиноко бродит по лесам. Мальчика переполняют эмоции. В тот момент он был готов отдать солдату самое ценное, что у него было. Последнюю вещь, которая напоминала ему о отце. Обычно, когда Грише становилось сложно, опускались руки, он брал в руки эту пилотку, смотрел на красную звезду и вспоминал слова своего папы перед уходом на войну:
- Сынок. С этого момента начинается твоя взрослая жизнь. В ней будет много как хорошего, так плохого. Тебя ждёт горе от потерь и радость от побед. Самое главное в этой часто несправедливой жизни - не забывать ни горя, ни радости. Война страшна, и пока она не закончена, каждый день нашу душу будут переполнять: страх, отчаяние, грусть… В такие моменты нужно помнить про то, ради чего мы сражаемся. Помнить счастливые дни с нашими родными и друзьями, которых мы стараемся защитить, эти воспоминания и дают нам силы сражаться. А когда настанет этот великий день - День Победы, нам нужно не забывать какой ценой она заваёвана, какую цену заплатил каждый отдельный человек в нашем мире за общее счастье.
- Защити маму и сестру Гриша. И помни - одному в такое время быть очень сложно. Не забывай про друзей, поддерживай и береги их. Про старика своего не забывай, скоро я вернусь, вернусь с победой!
- Поддерживай и береги друзей Гриша! А что, если эти “друзья” меня не поддерживают?! А что если они жалкие трусы и предатели?! Я готов был отдать самое ценное - последнюю память о отце, чтобы защитить их! Я даже и подумать не мог, что мои друзья могут испугаться какого-то солдатика и вот так меня бросить! Что мне делать теперь папа!? - громко выкрикивал мальчик.
- В этот момент мальчик услышал как захрустела листва где-то за его спиной, а после - почувствовал твёрдую, тяжёлую руку у себя на плече. Он попытался вырваться и посмотреть, кто у него за спиной, но у Гриши не вышло. Рука на плече мальчика держала его настолько крепко, что мальчик не мог даже просто оглянуться.
- К-к-то вы! - дрожащим голосом прокричал мальчик. После этой фразы он почувствовал, как что-то твёрдое и холодное упёрлось ему в спину.
- Это что, пистолет?! - подумал мальчик.
- Потом он услышал щелчёк…
Человек за спиной зарядил пистолет. От страха он не мог больше произнести ни одного слова. Дуло пистолета стало толкать парня вперёд. Гришу переполняли эмоции. Все чувства обострились. Он мог слышать каждый малейший шорох. Собственное дыхание казалось мальчику настолько громким, что оно мешало ему думать. Но он совсем не слышал дыхания человека за спиной, даже его шагов. Казалось будто он летит над землёй. Будто это машина не имеющая чувств.
- Он даже чуть-чуть не нервничает! Для него это настолько просто - вот так направить пистолет на ребёнка? Он вообще человек? - думал мальчик.
Мысли в голове Гриши перемешались. Он думал о отце, маме, своих друзьях.
- Кто защитит маму, сестричку если меня не станет… Сашка и Машка наверно будут себя винить, если я погибну… Я ещё нагрубил им в последний раз, вот дурак… А что с папой будет, когда он узнает… Как бы я хотел их всех сейчас увидеть…
И вдруг. В душе Гриши зажглось пламя. Он перестал чувствовать отчаяние. Впервые он услышал звук у себя за спиной. Очень чёткий и знакомый. Монстр который вёл мальчика открыл флягу. Гриша понял - у него остался последний шанс. Когда немец начнёт пить и поднимет голову у нашего героя будет лишь мгновение. Время будто остановилось. Зрение обострилось ещё сильнее. Мальчик искал, где можно укрыться от пуль.
- Куда! Куда! Куда мне бежать. Думай Гриша. Ты всё детство провёл в этих лесах! Ты знаешь здесь каждый листик каждый листик.
Вдруг его взгляд остановился на скале. До чтобы добежать до неё мальчику нужно было несколько секунд. В ней была маленькая пещера.
- Фриц туда точно не пролезет! - подумал Гриша
- Это мой последний шанс! Я так просто ему не дамся! Я буду бороться до конца папа!
Гриша услышал первый глоток немца.
- Сейчас!
Наш герой резко толкнул руку фрица с плеча и побежал к скале.
- Да! Да! Да! Ещё немного! Вот она - пище…
Раздался выстрел, сразу за ним - второй. Ноги мальчика подкосились. Он упал на землю.
- Всё? Это конец? Вот так глупо? - подумал мальчик.
Гриша не чувствовал ничего, даже боли. Он просто лежал на земле и вспоминал все счастливые моменты своей жизни: Как они играли с Сашкой. Как дорисовывали усы портретам в учебнике с Машкой. Как всем классом играли в догонялки. И конечно он снова вспомнил тот день когда он впервые пошёл в школу с отцом.
- Ах, какое было голубое тогда небо! Прямо как сейчас… - Подумал Гриша.
В глазах стало темнеть. Они постепенно закрывались.
- Прости отец… - произнёс хриплым голосом мальчик и потерял сознание.
(Зло) Какая страшная история… Какой конец. Он Сражался за свою жизнь до последнего момента. Мальчик думал про родственников, друзей, вспоминал лучшее, что было в его жизни. Как ему не хотелось …
( Добро ) Кхм-кхм. Коллега - перелистни сценарий…
- Что? Где я? Я умер? - перед глазами Гриши сиял яркий белый свет. Отдалённо слышались голоса:
- Он очнулся!
- Люба! Даша! Быстро сюда! -
В ушах стоял звон. Мальчик не понимал, что происходит. Через пару секунд звон начал стихать, а перед глазами появляться знакомые образы.
- М-м-мама? С-с-сестрёнка? - прошептал хриплым голосом Гриша.
Мальчик очнулся! Он в госпитале! Он жив! Но как?
Тот выстрел задел только плечо мальчика. Он не получил серьёзных ранений. Фашист всё это время был на прицеле у снайпера. Какое счастье! Саша и Маша - сразу побежали докладывать о произошедшем военным, они сразу послали спасать мальчика снайпера. Когда фашист выстрелил в мальчика - снайпер обезвредил неприятеля.
(Зло) Какая счастливая история… Какой конец. Гриша сражался за свою жизнь и вырвался из лап смерти. И теперь, он осознал, что в этой жизни важно. Но вот только есть тут одна странная деталь. Почему снайпер так долго не стрелял? Почему он не уничтожил фашиста сразу? Дело в том, что красноармейцы хотели выяснить откуда немец докладывал штабу о местоположении объектов для бомбардировки и они использовали мальчика, как приманку. Это несомненно - моих рук дело. Или нет?
Вопросы к обсуждению:
(Добро) Нам предстоит нелёгкая задача. Ответить на важнейшие вопросы. Где тут всё таки добро, а где зло. Мы думали, что продолжение истории поможет нам. Посмотри, так ли это?
Рефлексия
- Гриша добрый или злой?
- Саша добрый или злой?
- Маша добрая или злая?
- Красноармейцы добрые или злые?
- И наконец чего в войне больше доброго или злого? И можно ответить на наш главный вопрос - вся ли война принадлежит мне (Добру) или ему (Злу)?
(Добро) Да ребята. Похоже мы и вас запутали и сами не разобрались… Или это не так? На самом деле, в нашем мире есть добро и зло, но стоит ли их вообще отделять друг от друга? Может мы созданы, чтобы наоборот друг - друга дополнять? Ведь без тьмы - нечего освещать, а без света нечему гаснуть. Так это и происходит в жизни. В ней нет поступков только плохих или хороших, есть только поступки человеческие - наши поступки.
(Зло) Тут она права, представьте, если-бы существовали только добрые и злые люди, как я и она. В каждой части нашего мира есть и плохое и хорошое. Где-то больше зла, где-то добра. Поэтому мы можем смеяться, когда нам хорошо.
(Добро) Плакать когда плохо. Можем улыбнуться другу, а потом поругаться с ним из-за мелочи и поклясться себе, что такого больше не повторится. Мы стремимся стать лучше - уничтожить всё зло внутри нас.
(Зло) Ради этого мы и живём - чтобы становиться лучше и лучше с каждым днём, чтобы бороться со злом внутри нас. Как побороли страх и отчаяние наши предки. Они встали на защиту Родины, хоть им было страшно.
(Добро) Они голодали, мёрзли, боялись, отчаивались, но каждый раз, когда у них появлялась мысль: “а зачем вообще я этим занимаюсь?” Фронтовики и труженики тыла вспоминали своих близких, родственников, все счастливые моменты в их жизни. Наши герои понимали, что если сдаться сейчас, не будет ничего.
(Зло) Именно поэтому мы сегодня можем собраться здесь и вспомнить их. Вспомнить их отважные поступки, вспомнить как они не переставали улыбаться в самых страшных условиях.
(Добро) Именно поэтому так важно сохранить историю Великой Отечественной войны. Историю каждого человека нашей страны жившего в те времена. Эти истории и есть - пример к которому мы стремимся. Мы хотим стать; трудолюбивыми, сильными, добрыми, храбрыми.
(Зло) Именно поэтому такие истории должен знать каждый человек в нашем мире. И мы надеемся, что вы будете передавать их и дальше - своим детям. И подобно нашим героям бороться со злом внутри себя, как бы его не было много.
(Добро) На этом наш разговор подошёл к концу. Спасибо, что внимательно слушали, смотрели и общались с нами. Нам было очень приятно с вами пообщаться. Надеемся, вы запомните этот урок надолго.
(Добро и зло) Запомните - как ковалась сталь!
Источники
1. Труженик тыла Татьяна Алексеевна Плохих - https://r55.fssp.gov.ru/Plohih/?print=1
2. Голод и стройподготовка: Как рабочие Уралмашзавода помогали выиграть войну «Я проработал у станка полвека» - https://www.the-village.ru/city/ustory/384527-uralmashzavod-history
3.Токарь - https://www.youtube.com/watch?v=tQ6gGC69DVw