Наверняка многие из вас слышали о легендарном барке. Некоторые, возможно, и видели, а кто-то даже бывал на его борту. А я хочу поведать мою историю отношений с этим удивительным парусником.
Без преувеличения и пафоса могу сказать, что он полностью изменил всю мою жизнь. Именно благодаря «Крузенштерну» я за несколько лет превратилась из «менеджера среднего звена» одной крупной телекоммуникационной компании в свободного фотожурналиста.
В 2010 году я впервые увидела парусник своими глазами. Специально прилетела в Калининград из Новосибирска (где проживала на тот момент), чтобы встретить его из очередного рейса. Увидела и поняла, что «жизнь моя уже не будет прежней» . :) Потом был двухнедельный переход в качестве пассажира, затем увольнение и трехмесячная трансатлантическая экспедиция, во время которой я уже была членом экипажа (получала новый опыт в должности официанта – буфетчика), еще через пару лет учеба в МГУ и, наконец, возвращение на борт уже в качестве фотожурналиста.
Ну а в прошлом году сбылась моя маленькая мечта – «конец света» вместе с «Крузенштерном». В рамках экспедиции в честь 200-летия открытия Антарктиды барк посетил Ушуайю, которая считается самым южным городом на Земле. Гордая надпись « fin del mundo » («конец света») красуется на ярком щите – одной из главных достопримечательностей города.
К сожалению (или к счастью?) самое заветное желание пока осталось неосуществлённым. А именно - кругосветное плавание на барке. У «Крузенштерна» уже было 2 кругосветки: в 1995-1996 и 2005 – 2006гг., но я в то время не могла даже представить, что когда-нибудь встречусь с ним «вживую».
Иногда у меня спрашивают: «а почему именно ”Крузенштерн”?». А я и сама не знаю почему. Это как любовь к человеку, которая не всегда поддается логическому объяснению. И вполне возможно, что это не я выбрала «Крузенштерн», а он выбрал меня.
По традиции (которая берет свое начало в первой статье):) «познавательная минутка»:
Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен на верфи Текленборга в немецком Бремерхафене и спущен на воду 23 июня 1926 года. Парусник получил имя «Падуя» и был последним из знаменитой серии барков «Летающей линии П», принадлежавшей судоходной компании Фердинанда Лайеша.
Основные характеристики:
- полное водоизмещение 5784 т.;
- длина с бушпритом – 114,5 м.;
- наибольшая ширина 14 м.;
- максимально допустимая осадка - 7,4 м.;
- высота грот-мачты над ватерлинией – 56 м.;
- площадь парусов – 3631,6 м2.;
- максимальная скорость на парусах – 17,4 узла;
- численность постоянного экипажа - около 55 человек;
- среднее количество курсантов – 120.
Как и все остальные барки, «Падуя» не имела вспомогательного двигателя и использовалась для перевозки насыпных грузов – селитры и фосфатов из Чили и зерна из Австралии.
В 1946 году судно было передано СССР по репарации, и в феврале этого же года барк получил нынешнее название – в честь русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Вот как описывает передачу парусников И.Г. Шнейдер в своей книге «Операция парус»:
«Официальная встреча проходила на борту «Коммандора Йонзена» (ныне – «Седов»). Вот подходим мы к трапу – А.Г. Цуканов, С.Н. Ярош, А.П. Морозов и я. За нами неплотным строем следуют члены экипажей, которым предстоит принять суда, восстановить и плавать на них. В капитанской каюте нас принимает офицер – капитан-лейтенант. Держится он великолепно, изображая гостеприимного хозяина, любезно показывает судно, однако при случае не без яда спрашивает у Сергея Яроша: - Ну скажите, зачем вам эти парусники? Вы с ними никогда не справитесь, сгниют они у вас на швартовах… - Ничего -, отвечает будущий старпом «Седова», - справлялись и с более трудными делами! Подписываются акты передачи. Немецкий и наши экипажи выстраиваются лицом к лицу на юте. И вот медленно сползает пестрый полосатый флаг, заменявший тогда национальный флаг поверженной фашистской Германии, поднимается флаг Страны Советов.»
Пророчество немецкого капитан-лейтенанта не сбылось. Более того, в настоящей момент из всех « летающих П-лайнеров» Лайеша лишь «Крузенштерн» до сих пор живет «полной жизнью». («Пассат», «Померания» и «Пекин» сохранены в качестве кораблей-музеев). Правда, после передачи «Крузенштерн» вышел в море довольно нескоро. Несколько раз и впрямь поднимался вопрос о сдаче судов на слом (последний раз в 90-е). Но всегда на помощь парусникам приходили люди, чьи благородство и энтузиазм заслуживают отдельной статьи.
Итак, после закончившегося в 1961 году капитального ремонта, во время которого на «Крузенштерне» были установлены двигатели, барк уже по-настоящему вышел в море и 7 лет выполнял научно-исследовательские работы по программе АН СССР, а также обеспечивал проведение учебной практики курсантов.
Потом была модернизация в 1972 году, передача под вымпел флота рыбной промышленности СССР, смена порта-приписки с Риги на Таллин, а в 1991 году, знаменитый парусник, наконец, получил постоянное место жительства в Калининграде.
Каждый год несколько сотен курсантов Балтийской академии рыбопромыслового флота (а также других учебных заведений) проходят на его борту плавательную практику - приобретают свой первый опыт работы в море, а некоторые из них еще и «заражаются» любовь к парусам.
О своих наиболее интересных рейсах и приключениях на «Крузенштерне» я непременно расскажу в следующих статьях. И, конечно, покажу много красивых фотографий ;) Добро пожаловать на борт!
Напоминаю о несложных судовых правилах:
- приветствуются: лайки, подписки, комментарии и вопросы по теме, конструктивная критика;
- не приветствуются: оскорбления, хамство и спам (нарушители будут немедленно выбрасываться за борт на съедение крабам и рыбам.:)