Что делает художника великим? Неповторимый стиль, оригинальность сюжетов? Может, глубина заложенных в полотна смыслов? Бытует мнение, что одну из ключевых ролей в этом вопросе играет остроумие. К слову, им славились почти все великие живописцы прошлого. Данная подборка цитат — тому яркое свидетельство.
«И среди людей больше копий, чем оригиналов»
Пабло Пикассо
Если кто и имел право высказываться про оригинальность, то это Пабло Пикассо — художник, который перевернул историю искусства и положил начало ее новому летоисчислению. Родоначальник кубизма и один из самых плодовитых художников современности, Пикассо проявлял свою неординарную натуру не только в живописи, но и в метких изречениях. Одно из них очень вдохновляет: «Я всегда делаю то, что не умею. Иначе как я смогу научиться?»
«Почему у вас часы растекаются? — спрашивают меня. Но суть не в том, что они растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время»
Сальвадор Дали
Но почему часы? И куда они текут? Одна из самых знаковых работ испанского сюрреалиста Дали — «Постоянство памяти» с плавящимися часами — появилась, когда он, мучимый мигренью, ждал возвращения жены из кинотеатра. Художник просто сидел за столом и смотрел на кусок мягкого сыра камамбер — и на часы. Тягучие моменты ожидания воплотились на холсте в общеизвестном образе «мягких часов», которые, по утверждению автора, показывают точное время. Правда, непонятно, какое: как говорил Дали, эта картина о том, что время — понятие относительное.
«Мне льстит, что людям не нравятся мои картины. Если бы люди говорили, что им нравится, для меня это звучало бы как приговор»
Фрэнсис Бэкон
Да и кому могут понравиться изображения вытянутого, скрюченного, нарочито изуродованного человеческого тела, застывшего в противоестественных геометрических декорациях? Тревожные оттенки, образы крика, страдания и смерти — отличительные черты творчества Фрэнсиса Бэкона . Самая известная картина английского художника — «Три этюда к фигурам у подножия распятия» — произвела на выставке 1946 года такое впечатление, что, как вспоминают очевидцы, посетители выходили из зала в гробовой тишине: смотреть на работу Бэкона никому не хотелось, но отрицать разрыв шаблона, который он создал с ее помощью, было невозможно.
За свою жизнь Бэкон написал множество картин, львиную долю которых уничтожил собственными руками. То, что осталось, вызывает колоссальный интерес среди коллекционеров: картины художника неизменно входят в топ-10, топ-20, топ-100 и далее работ, за которые отдают немыслимые суммы.
«То, что люди что-то выбросили, совсем не значит, что это уже нельзя использовать, что это мусор»
Энди Уорхол
И, будучи верным своим словам, Уорхол действительно использовал в своем творчестве мусор. Например, банку супа «Кэмпбелл», которая стала неизменным символом жанра поп-арт. Другое знаменитое наследство американского художника — портрет Мерлин Монро, исполненный в разных цветовых гаммах. Сегодня этот визуальный прием эксплуатируют повсеместно и с разными изображениями, но в 1960-х годах он произвел настоящий фурор. Как и сотни упаковок стирального порошка. Как и коробки из-под кетчупа «Хайнц». Похоже, из всего, что попадало под руку, Уорхол умудрялся сделать настоящее произведение искусства.
«Я всегда старался, чтобы зритель не заметил моих усилий, и в итоге остались только легкость и жизнерадостность, как у весны, — никто ведь и не думает, каких трудов ей это стоит»
Анри Матисс
Некоторые, глядя на картины Матисса, могут подумать, что он и вовсе не прикладывал усилий, пока их писал. Современники говорили, что Матисс упростил искусство. Фигуры в его работах — понятные. Цвета — открытые. Если небо — то глубоко-синее, с облаками. Трава — ярко-зеленая. Солнце — лимонно-желтое. Вроде бы просто, а на самом деле — фовизм. А это значит минимум светотени, линейная перспектива и в целом — все как на детских рисунках.
«Если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, то неизбежно погубит свое творение»
Илья Репин
Это высказывание принадлежит Илье Репину — главному реалисту русского искусства, который никогда не пренебрегал истиной ради красоты. Изобразить вещи такими, какие они есть, он считал своим высшим долгом. При этом картины у него, несмотря на мрачность некоторых сюжетов, все равно получались красивые — по своей сути. В них реальность русской жизни отражалась многогранно, изобильно и очень по-разному, а репинские портреты современники считали воплощением живости и одухотворенности.
«Зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?»
Фрида Кало
Каких только страданий не выпало на долю мексиканской художницы Фриды. В страшной аварии восемнадцатилетняя девушка получила множество травм: тройной перелом позвоночника, сломанные ребра и ключица, повреждение внутренних органов... Особенно досталось правой ноге: одиннадцать переломов и раздробленная стопа — впоследствии ее даже пришлось ампутировать. Целый год Фрида вынужденно провела в кровати и уже никогда не восстановилась полностью. Зато за время постельного режима начала рисовать фантастические картины, которые прославили ее на весь мир. Сила духа Фриды впечатляет: несмотря на ужасное состояние здоровья, она никогда не прекращала творить — творчество было ее крыльями.
Увидеть вживую картины Пабло Пикассо, Анри Матисса и других великих живописцев вы можете в основной экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина, другом и партнером которого уже не первое десятилетие является банк ВТБ.
Фото: Getty Images Russia, РИА Новости