Изучая историю освоения Арктики, можно перелопатить множество самых разных материалов, в том числе и уникальных, до этого практически неизвестных массовому читателю. Естественно, для профильных специалистов-историков и исследователей данной темы вряд ли что-то оставалось «за бортом». Но создается такое впечатление, что в своих трудах, посвященных Арктике, они намеренно избегали освещения очень многих интересных фактов.
В частности, среди не только советских, но и современных историков почему-то совершенно не афишируется тот факт, что Россия является пионером в области исследования Арктики с воздуха. Говоря другими словами – российские самолеты первыми в истории мира появились над Арктикой. И случилось это в канун Первой Мировой войны - в августе 1914 года. Впрочем, эти два события друг с другом не связаны – просто так совпало.
Итак, первый в мире полярный пилот – российский офицер Ян Иосифович Нагурский. Правда, он был поляком по происхождению, но не следует забывать, что к тому времени Польша уже более 100 лет была владением Российской империи. Соответственно, все граждане Польши также считались россиянами. Не составлял исключение и Нагурский – он был российским офицером, и служил на пользу России как ее подданный.
На момент описываемых события Яну Нагурскому было 26 лет, и он имел воинское звание поручика (лейтенанта). За два года до этого он получил еще одно параллельное звание – военный летчик. Кроме того, он имел диплом морского инженера и состоял на службе в Главном Гидрографическом Управлении.
В 1914 году у Гидрографического Управления возникла надобность заняться поисками исчезнувших в Арктике незадолго до этого сразу трех полярных экспедиций – Седова, Брусилова и Русанова. Однако решено было провести поиски не обычным способом, а с помощью авиации. Заметим, до этого никто еще не занимался освоением Арктики и ее разведкой с воздуха. Были попытки долететь до Северного полюса на воздушном шаре (экспедиция Андре), но, во-первых, они заканчивались неудачей, а, во-вторых, преследовали исключительно цели установления рекордов, а не разведку и исследования.
Сразу было определено, что следы пропавших экспедиций следует искать именно на западном побережье Новой Земли. Для проведения операции определили самого успешного летчика управления – им и оказался Ян Иосифович Нагурский. Сначала предполагали совершить облет исследуемых районов на отечественной летающей лодке конструкции Григоровича, но по ряду причин более подходящим оказался французский «Фарман», поставленный на поплавки. Зато этот «Фарман» был не куплен в готовом виде, а изготовлен специально во Франции под наблюдением и по техническим планам самого Нагурского.
Итак, в середине августа 1914 года корабль с самолетом и авиаторами подошел к Новой Земле, и разгрузился в бухте Крестовой. Разобранный «Фарман» был извлечен из ящиков и собран всего за 2 дня. 21 августа был, наконец, осуществлен первый проверочный полет над бухтой, а затем начались и разведывательные полеты. Кроме Нагурского в самолете находился и техник Евгений Кузнецов, так что пионерами в освоении Арктики можно считать именно этих двух авиаторов одновременно.
Первый разведывательный полет длился более двух часов, и за это время было преодолено 450 километров. Затем было произведено еще четыре полета, во время которых было обследовано более 1000 километров западного побережья Новой Земли. Экспедиция Седова так и не была найдена, летчики обнаружили только каменную пирамиду, в которой Седов спрятал дневник экспедиции, но дальнейшую ее судьбу эти сведения не прояснили.
Зато за эти пять полетов Нагурский совершил множество очень важных открытий совершенно иного рода, которые до него не делал никто. По сути, он первым в мире определил режим полетов в Арктике и рекомендовал основные правила проведения разведки в этом сложном регионе. Практически все рекомендации Нагурского впоследствии стали нормой для полетов над Арктикой, они вошли во все инструкции и стали основой для правил, которые должны были соблюдать все пилоты, летающие за полярным кругом.
Экспедиция свернула свою деятельность через месяц, в середине сентября. Нагурский и Кузнецов были награждены за свой подвиг, не имевший до этого времени аналогов, и отправились на фронт. На долю этих двух арктических пионеров выпало множество приключений, правда, Кузнецов погиб в испытательном полете через 6 лет, но Нагурский после революции вернулся на родину в независимую Польшу, где и прожил тихо и мирно, работая обычным инженером. Так бы он, скорее всего и остался в безвестности, так как все думали, что он погиб в Первую Мировую. Но в 1955-м году вдруг благодаря счастливому случаю его имя вновь стало известным.
В 1956 году Я. И. Нагурский был приглашен в Москву, где встретился с советскими полярными летчиками, в том числе и Чухновским, который через 10 лет после пионера совершил новые полеты над Арктикой по его инструкциям. У Нагурского появилась возможность написать мемуары, и к 1960 году он опубликовал две свои книги - «Первый над Арктикой» и «Над пылающей Балтикой». Книги стали бестселлерами не только в СССР и Польше, но и во всем мире.
И это совершенно не удивительно – ведь их написал самый первый летчик полярной авиации, прославивший не только Россию, но и Польшу. Даже известные авиационные пионеры – американцы, - как бы были в этом деле даже не вторыми, а третьими.
В заключение следует сказать, что именем Яна Иосифовича Нагурского в России названо очень много объектов, которые имеют непосредственное отношение к полярным исследованиям.