Как известно, жанр фильмов о боевых искусствах стал популярным именно благодаря такой личности как Брюс Ли. Вклад Брюса как мастера боевых искусств и новатора в жанре постановки боевых сцен и сегодня переоценить очень и очень непросто. Но нужно понимать, что Брюс был далеко не первым мастером боевых искусств в азиатском кинематографе. Были и другие, не менее достойные актеры, многие из которых на сегодняшний день, к сожалению, незаслуженно забытые. И, может быть, они не добились всемирного признания в качестве актеров первой величины, как Брюс, тем не менее, их вклад в развитие жанра и, соответственно, культовый статус в странах Юго-Восточной Азии является неоспоримым и по сей день, и потому их имена достойны хотя бы краткого упоминания.
1. Джимми Ванг Ю.
В начале-середине 60-х годов крупнейшая Гонконгская киностудия Shaw Brothers решила сделать серьезный акцент на фильмах о боевых искусствах. В те времена основой подобных фильмов были фехтовальные поединки с использованием холодного оружия и во многом на становление жанра оказали японские фильмы жанра «тямбара» - фильмы о самураях, в частности, фильмы о слепом мастере Затоичи в исполнении Синтаро Катцу. Одним из самых популярных гонконгских актеров того времени стал Джимми Ванг Ю.
Ванг Ю родился в 1943 году в Гонконге и, что немаловажно, боевыми искусствами не занимался. По собственному признанию, рос на улице и боевые навыки приобрел в уличных потасовках. В начале 60-х годов был чемпионом по плаванию в Гонконге. По иронии судьбы, на одном из соревновании Ванг Ю подрался с одним из товарищей по команде, а свидетелем этой потасовки стал помощник одного из режиссеров студии Shaw Brothers . которые не преминули пригласить молодого человека попробовать свои силы в кино. Снявшись в нескольких лентах, таких, как «Храм красного лотоса» 1965 года и «Великолепное трио» 1966 года актер пусть и не снискал большой популярности, но все же обратил на себя внимание Чанга Че, одного из ведущих режиссеров студии. В 1967 году Чанг Че снимает фильм «Однорукий меченосец» , ставший серьезной вехой в приключенческом кинематографе жанра «wu -xia » (уся). Лента стала одним из самых масштабных постановок того времени, в которой драматическая составляющая идеально сочетается с боевой составляющей. И несмотря на определенные огрехи и довольно-таки архаичную (для современного зрителя) постановку боевых сцен, лента поражает своей динамичностью и по сей день. Во многом именно эта лента проложила дорогу в кинематограф многим актерам боевых искусств, и во многом способствовала становлению популярности Брюса Ли.
Надо ли говорить, что лента «Однорукий меченосец» сделала Ванга Ю невероятно популярным. Следом за этой лентой вышли не менее популярные картины, такие, как «Золотая ласточка» 1968 года (в котором одну из главных ролей сыграла актриса Чэн ПэйПэй, одна из первых общепризнанных актрис жанра боевых искусств), «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года и других. Вообще, главным персонажем Ванга Ю на все времена стал именно образ «Однорукого меченосца», к которому актер продолжал возвращаться в различных своих последующих кинопроектах. А в 1970 году на экраны вышел фильм «Китайский боксер» , ставший еще одной серьезной вехой в развитии жанра фильмов о боевых искусствах – прежде всего благодаря тому, что в этом фильме впервые был сделан акцент не на фехтовальных поединках, а на рукопашном поединке. Именно этот фильм стал предтечей современных фильмов о кунг-фу. Фильм имел бешеную популярность, и это несмотря на практически полное отсутствие классической, привычной нам боевой хореографии в боевых сценах – так или иначе, сказывалось отсутствие у Ванга Ю подготовки в области боевых искусств.
В 1970 Ванг Ю разрывает контракт c Shaw Brothers и переезжает из Гонконга на Тайвань, где основывает свою собственную киностудию. В это время выходят довольно известные ленты, такие как «Однорукий боксер» 1972 года, где Ванг снова вернулся к привычному образу, обозначенный в ленте «Однорукий меченосец», «Король боксеров» 1973 года, и многих других. В 1973 году Ванг Ю заключает контракт со Ло Веем , режиссером студии «Голден Харвест» , известный по работе с Брюсом Ли – он снял ленты «Большой босс» и «Кулак ярости» . Ло Вей снял несколько фильмов с Вангом Ю, пытаясь, впрочем, безуспешно, сделать из него «нового Брюса Ли» - у Ванга не было и малой толики той харизмы и актерского мастерства, которым обладал Брюс, не говоря уже о мастерстве владения боевыми искусствами. Тем не менее, сотрудничество с Ло Веем дало свои плоды – Вей сняло несколько довольно удачных лент, среди которых «Человек по имени Тигр» , «Татуированный дракон» 1973 года и ряд других. В 1975 году Ванг снял в качестве режиссера ленту «Человек из Гонконга» , в производстве которой принимали участие кинематографисты из Австралии и США, в частности, одну из ведущих ролей сыграл Джордж Лэзенби, известный по роли агента 007 в фильме «На секретной службе Ее Величества» .
В конце 70-х популярность фильмов Ванга постепенно сходит на нет – несмотря на то, что он по-прежнему продолжает снимать и сниматься сам, в частности, пытается перезапустить серию фильмов об одноруком меченосце фильмом «Однорукий меченосец против девяти убийц» 1976 года, снимает продолжение «Китайского боксера» - «Возвращение китайского боксера» 1977 года, все равно – его ленты уже безнадежно устарели с точки зрения постановки боевых сцен. Размашистый и неуклюжий стиль боя, который демонстрировал с экрана Ванг, не шел ни в какое сравнение с набирающими в то время популярность лентами Лиу Чиа Лянга, Саммо Хунга, Нг Си Юэня, в которых ставка делалась на виртуозные акробатические элементы в постановке боевых сцен. В начале 80-х Ванг снимается все реже, из наиболее известных фильмов позднего периода можно отметить фильм «Экспресс миллионеров» 1986 года, «Однажды в Китае» 1992 года, где Ванг сыграл совсем небольшие роли, а последней на сегодняшний день работой Ванга является драма «Душа» 2013 года, где Ванг сыграл одну из главных ролей.
Тем не менее, на сегодняшний день Ванг Ю является одним из самых авторитетных азиатских киноактеров, человеком, стоящим у истоков фильмов о боевых искусствах. Не удивительно, что в 2013 году на Нью-Йоркском фестивале азиатских фильмов (New York Asian Film Festival или просто NYAFF ) Ванг Ю получил пожизненную награду за достижения в области кинематографа (Lifetime Achievement Award ).
2. Ти Лунг.
Одним из самых, не побоюсь эпитетов, заслуженных актеров-ветеранов жанра экшн на сегодняшний день является Ти Лунг. Лунг, начав сниматься в конце 60-х в фильмах одного из самых известных мастеров жанра, режиссера Чанг Че, стал одним из немногих актеров «классической» эры, которые сумели пережить эпоху расцвета фильмов о боевых искусствах, а на ее закате, в середине-конце 80-х реализоваться в иных амплуа, сумев сохранить репутацию одного из самых уважаемых и талантливых актеров современности.
Ти Лунг (настоящее имя Там Фу Финг) родился в 1946 году, детство провел в Гонконге. О боевых искусствах и не задумывался, т.к. в 11 лет, после смерти отца, вынужден был бросить школу и пойти работать. Тем не менее, в 17 лет Лунг начал заниматься кунг-фу, стилем вин-чун, у мастера Чиу Вана, а в 18 поступил в колледж, который успешно закончил в 1968 году. В том же году Лунга пригласили сыграть небольшую роль в фильме «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года, где главную роль исполнил популярный актер Джимми Ванг Ю . Режиссер фильма Чанг Че сразу же разглядел в молодом актере серьезный потенциал и тут же пригласил Лунга на главную роль в фильм «Тупик» . Лунг с полной ответственностью подошел к данной роли, в достаточно короткое время научившись владению мечом, как того требовал сценарий. Фильм вышел в конце 1969 года и особого успеха не имел, но сам Лунг получил очень неплохие отзывы критиков. Параллельно Тунг продолжает активно заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо, муай-тай, тхэквондо и другими стилями, что, так или иначе, помогло Лунгу в последующих ролях.
В том же, 1969 году, он знакомится с актером Дэвидом Чиангом , с которым продолжает сниматься на протяжении всей своей кинокарьеры (вместе они сыграли более чем в 20 картинах).
Следом за фильмом «Тупик» последовали и другие работы, главным образом, фильмы в жанре «уся» (приключенческий жанр азиатского кинематографа, берущий свои начала из восточных легенд и сказаний). Фильмы «Есть меч – отправляйся в путь» 1969 года, «Поющий убийца» 1970 года, «Король-орел» 1971 года принесли Лунгу немалую популярность. В 1971 году, Чанг Че предпринимает попытку перезапустить серию фильмов об «одноруком меченосце», а на одну из главных ролей приглашает Ти Лунга. Фильм «Новый однорукий меченосец» 1971 года был довольно успешным, несмотря на неутешительные прогнозы критиков, предсказывающих, что без Ванга Ю, который разорвал контракт со студией Shaw Brothers , фильм не будет иметь успеха.
Успех фильма «Большой босс» 1971 года с Брюсом Ли, пусть и пошатнул позиции Shaw Brothers , но, тем не менее, позволил компании сосредоточиться на новых проектах, больше внимания уделив вопросам боевой хореографии и постановки боевых сцен. В это самое время Ти Лунг начинает параллельно работать с другими режиссерами, снимающих для Shaw Brothers , и, несмотря на то, что наиболее масштабные и успешные в коммерческом отношении картины с Ти Лунгом все же были связаны с именем Чанга Че, все же сторонние проекты позволили Лунгу проявить большую индивидуальность и свободу как в драматическом плане, так и в плане боевых сцен. Из наиболее интересных проектов Чанга Че можно отметить ленты «Речные заводи» 1972 года, снятый по мотивам китайского эпоса (продолжение, «Все мужчины - братья» вышло в 1974 году), ленту «Четыре всадника» 1972 года, в котором главные роли исполнили ведущие актеры того времени – Дэвид Чианг, Чен Куан Тай, Ясуаки Курата, ленту «Пять мастеров из Шаолиня» 1974 года, в котором вместе с Лунгом отметились такие известные актеры, как Александр Фу Шенг, Гордон Лиу, Люн Ка Ян, Фунг Хак Он и другие. Среди сторонних проектов следует отметить прежде всего трилогию «Сентиментальный меченосец» 1977-1982 годов режиссера Чоу Юэня, мистическую дилогию «Черная магия» 1975-1976 годов, ленту «Мстительный орел» 1978 года, в котором Ти Лунг снялся вместе с Александром Фу Шенгом и ряд других.
В начале-середине 80-х годов студия «Shaw Brothers » переживает серьезный кризис, из которого ей так и не суждено было выбраться, тем не менее Лунг сохраняет ей верность, снимаясь в довольно удачных лентах «Опиум и мастер кунг-фу» , фильме ужасов «Тайная сила сабли дракона» 1984 года, ставших одними из последних лент Shaw Brothers . Уход Лунга пришелся как раз на эпоху заката классических фильмов о боевых искусствах, но он и тут оказался востребован – в 1986 Лунг снялся в главной роли в одной из знаковых картин середины 80-х – фильме «Светлое будущее» режиссера Джона Ву, который, не побоюсь этого слова, установил новые стандарты кинематографа жанра экшн. И пусть элементам кунг-фу в этом фильме, равно как и в ряде последовавших за ним картин не нашлось, Лунг не потерялся на фоне более молодых и перспективных актеров, таких, как Чой Юнь Фат, Лесли Чун, Уайз Ли. Успех этой картины, а также последовавших за ней «Тигр в полиции» 1988 года, «Просто герои» 1989 года, «Блюз убийцы» 1990 года во многом обусловлен не только талантом режиссером и постановщиков, но и благодаря, не побоюсь высоких слов, актерскому мастерству занятых в них актеров, в том числе Ти Лунга, который, по моему мнению, именно в этих лентах раскрылся по настоящему именно как драматический актер.
Ближе в середине 90-х Лунг перестает активно сниматься, отойдя на роли второго плана, тем не менее продолжает изредка появляться в кино, несмотря на возраст. А в 2015 году Ти Лунг был удостоен высокой награды «Лучший актер» на 7-м Международном кинофестивале в Макао за фильм «Малышка из Большого Яблока» .
3. Дэвид Чианг.
Если вы смотрели фильмы с участием Ти Лунга, то имя Дэвида Чианга вам будет знакомо не понаслышке. Дэвид Чианг и Ти Лунг познакомились в конце 60-х годов на съемках фильма «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года и в дальнейшем много работали вместе – их полная совместная фильмография насчитывает более 20 картин. Дэвиду Чиангу и Ти Лунгу удалось создать на экране очень органичный, и в то же время очень разноплановый дуэт, при этом главной особенностью этого я считаю определенную игру на контрасте – например, в фильме «Есть меч – отправляйся в путь» 1969 года Лунг играет роль благородного борца за справедливость, в то время как Чианг – наоборот, излишне самоуверенного и заносчивого типа. Даже когда судьба ставит их по разные стороны баррикад – например, в фильме «Кровные братья» 1973 года, все равно – именно игра на контрасте заставляет сочувствовать с сопереживать обоим персонажам, независимо от того, на чье стороне оказывает добро и зло.
Родился Дэвид Чианг в 1947 году. Судьба Чианга как актера, казалось, была предопределена еще в юном возрасте – его родители были довольно известными актерами. Первым фильмом, в котором снялся Чианг, стала лента «Чем ближе, тем лучше» 1952 года, но, разумеется, ни о каком даже намеке на актерское признание было говорить еще слишком рано - Чианг был одним из многим ребят, подрабатывавших в кино. Тот же Брюс Ли, начав сниматься еще в раннем детстве, в начале 40-х годов, стал популярным лишь в 1970 году, после выхода ленты «Большой босс».
В середине 60-х Чианг работал на студии Shaw Brothers в качестве каскадера и инструктора по боевым искусствам, параллельно появляясь в небольших ролях. Потенциал молодого актера не остается незамеченным и в 1966 году его берет «под свое крыло» режиссер Чанг Че. В 1968 году Чианг снимается в своем первом фильме Чанга Че «Золотая ласточка» , в котором ему посчастливилось работать с такими, не побоюсь высоких слов, эпитетов как Ло Лье, Джимми Ванг Ю.
В 1969 году на съемках «Возвращение однорукого меченосца» он впервые пересекается с Ти Лунгом, с которым в том же году снились вместе в главных ролях в ленте «Тупик» , ставшей довольно заметным успехом в карьере молодых актеров. В том же году ведущий актер студии Shaw Brothers , Джимми Ванг Ю, разрывает контракт с Shaw Brothers , благодаря чему вакантное место ведущего актера осталось незанятым, чем не преминул воспользоваться Чанг Че, решивший сделать ставку на молодых, набирающих популярность, актерах жанра. Именно в это время выходят картины, ставшие не только знаковыми для Shaw Brothers , но и непосредственно для Чианга, сделав его одной из звезд первой величины – при этом режиссер хоть и делает ставки на картины в популярном для того времени жанра «уся» (ленты «Странствующий меченосец» 1970 года, «Новый однорукий меченосец» 1971 года, эпике «Речные заводи» 1973 года), все же уделяет внимание и драматическим лентам, рассказывающими о проблемах современной молодежи – таким лентам, как «Поющий убийца» 1970 года, «Молодежь» 1972 года, «Конфликт поколений» 1973 года. Разумеется, далеко не во все эти ленты посвящены боевым искусствам, но, тем не менее, именно они позволили раскрыться Чиангу как актеру. При том, что как мастер боевых искусств личность Чианга, по моему мнению, очень противоречива и не идет ни в какое сравнение с мастерством того же Ти Лунга или Ло Лье.
В 1973 году Чианг вместе с Чангом Че создают собственную кинокомпанию «Chang's Scope Company» , параллельно Чианг работает и с другими режиссерами - с Лиу Чиа Лянгом (лента «Шаолинский богомол» 1978 года), Чоу Юэнем («Смертоносная дуэль» 1977 года), параллельно Чианг пробует свои силы в режиссуре – снимает как полнометражные фильмы, такие, как «Легенда о филине» 1981 года, «Убийца драконов» 1983 года, так и многосерийные – в 1981 году выходит сериал «Принцесса Чен Пин», который сегодня многими называется классикой азиатского кино.
В середине - конце 80-х Чианг продолжает сниматься, но ролей, сравнимых с его яркими образами начала 70-х уже практически не появляется. Справедливости ради следует отметить небольшие роли Чианга в таких лентах, как «Ангел» 1987 года, ставший один из прародителей жанра «girls -with -guns », «Однажды в Китае 2» 1992 года с Джетом Ли и другие. В 1991 году Чианг с семьей эмигрирует в Ванкувер, где и проживает по сей день. Тем не менее, Чианг до сих пор периодически появляется на киноэкране, в 2006 году он был даже номинирован на награду «Лучший актер второго плана» в ленте «Вращающиеся двери возмездия».
Конец 1-й части