Найти тему
Времена и нравы

Первый раунд бокса Китай-США

Называя материал «первым раундом» подразумевалось, что это первая встреча высокопоставленных руководителей и министров иностранных дел двух стран после избрания президентом США Джозефа Байдена. Встреча, к которой было приковано особое внимание. Дональд Фрэдович Трамп со своим лозунгом «Америка прежде всего» изрядно подпортил китайско-американские отношения, поскольку сделать свою страну «снова великой» в экономическом плане без ущемления китайских производителей не сумел. Поддерживать свою индустрию он стал исконно ковбойскими средствами – выламывая руки, то есть, вводя ограничительные санкции против КНР. С приходом к власти демократической партии в США всем было любопытно, что изменится в отношениях двух стран. Изменилось. Но лучше не стало, если не сказать больше.

Даже неискушенные в большой политике люди знают - если после встречи стороны заявляют о том, что на переговорах договорились продолжить переговоры, то это означает полный провал. Ясно - ни по одному пункту повестки договориться не удалось. А тут еще член ЦК Компартии КНР, высокопоставленный китайский политический деятель и дипломат Ян Цзечи после встречи журналистам заявил: «Между нашими странами сохраняются значительные разногласия». О поисках путей урегулирования ни слова.

То, что переговоры будут провалены, стало очевидно с самого начала. Американцы пригласили китайскую делегацию в столицу штата Аляска город Анкоридж 18-19 марта 2021 года и сразу начали отчитывать гостей как мальчишек, предъявляя им длинный список обвинений. Тут и нарушения прав человека в КНР и Тайване, и электронные атаки на правительственные и военные структуры США, и шпионаж, и кража интеллектуальной собственности, и наращивание вооружений. Словом, ничего нового – старые мелодии с заезженной с 1950-х годов пластинки. Приём дешевый, примитивный и давно известный – чем больше «наедешь» вначале, тем с большими дивидендами выйдешь в конце.

-2

Мудрая китайская дипломатия, насчитывающая несколько тысячелетий, обычно не крутит револьвер Кольта вокруг пальца - «умная обезьяна» выжидает. Но даже сдержанных китайцев хамство делегации США вывело из себя. Министр иностранных дел Китая Ван И вспылил и ответил по принципу «На себя посмотри», а Ян Цзечи, после слов помощника президента по национальной безопасности Джейка Салливана о подрыве Китаем «стабильности глобального порядка», указал ему на его место: «США не имеют права говорить за весь мир, поэтому пусть выступают только от имени правительства своей страны» и вообще, «Китай не станет мириться с давлением с чьей либо стороны и не приемлет разговор с позиции силы». Американская коса нашла на китайский камень, да так, что подобного не наблюдалось даже во времена правления Трампа.

Госсекретарь госдепа Энтони Блинкен, желая сгладить безуспешность миссии в глазах американских избирателей и мирового сообщества, после встречи заявил, что «США не стремятся к конфликту с КНР» , поэтому надежды на взаимность дают основания для позитивной оценки двусторонней встречи. Если кого-то это заявление и малость успокоило, то ненадолго. Приглашение китайской стороной российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Пекин буквально на следующий день после провальных переговоров расставило все точки. Да еще и Сергей Викторович перед поездкой заставил американцев и их приспешников вздрогнуть своими словами о том, что необходимо «отходить от использования контролируемых Западом международных платежных систем». Он недвусмысленно дал всем понять, что на предстоящей встрече Россия и Китай намерены обсудить координацию усилий для того, чтоб выбить последний козырь из рук США - доллар. Подводя итоги своего двухдневного визита в КНР и Южную Корею, глава нашего иностранного ведомства ничем не утешил США. «Москва и Пекин сближаются на фоне того, как их отталкивает Запад», - сказал он.

Элементарная логика подсказывает любому разумному человеку – не ссорься с двумя сильными противниками одновременно. Сначала объединись с одним против другого, и только после совместного успеха начинай объяснять второму, что «Боливар не вынесет двоих». Так в вопросах Китая и СССР поступил госсекретарь Генри Киссинджер во второй половине 1970-х. Но великая нация за пару-тройку десятилетий патологически деградировала, киссинджеры ушли, а их место заняли политические пигмеи, неспособные осилить азбучные истины.

Картину омрачает то обстоятельство, что Китай нам совершенно не доверяет, и имеет на то все основания. Там прекрасно знают, насколько со времен «чаадаевых» в нас живуч ген, который Сталин называл «низкопоклонством перед западом». Мы во времена Горбачева и Ельцина так «кинули» наших союзников, что у китайцев нет сомнений – даже в самый критический момент стоит западу поманить нас пальчиком, как мы, отвернувшись от них, снова бросимся за очередной «морковкой для ослика».