Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

"Православие - религия тёмная, и именно она отбросила Россию назад". Разговор о вере с Владимиром Познером

Источник фото: rueconomics.ru
Источник фото: rueconomics.ru

К вопросу о вере. Из-за нее на вас накинулись -- почему?

Ну как почему? (Смеется) Прежде всего потому, что я сказал правду. Я сказал, что принятие православия – это трагедия для России. Какие известны ветви в христианстве? Католицизм, православие, протестантизм. И если рассмотреть страны с этими религиями и расставить их по таким основным критериям, как уровень жизни, качество жизни, уровень свободы, уровень демократии, то наверху, как ни парадоксально, окажутся все протестантские страны, посередине -- католические, и в самом низу – православные. Православие, на мой взгляд, религия темная, реакционная, нетолерантная. И именно она отбросила Россию назад -- точно так же, как Болгарию и Грецию. И конечно, когда я об этом говорю, это многим не нравится. Дескать, как это он посмел сказать такое? А я посмел, я еще и не то посмею. Конечно, из-за этого напали. Я все-таки довольно известный человек. Да еще с такой фамилией…

А -- типа еврей и засланный казачок?

Ну да. Еще и не русский! Но подобные уколы у меня ничего, кроме смеха, не вызывают. Смеха презрения, естественно.

Тогда следующий вопрос. Вы по-прежнему атеист?

Ну а как же? Я и умру атеистом.

И что – нет никакой силы свыше?

Я всем говорю: я никому ничего не навязываю -- живите как хотите. Быть агностиком, который твердит, что не знает, есть бог или нет, это так удобно. Это, как говорится, на всякий случай, чтобы зад прикрыть. Откинешь ласты -- и вдруг окажется, что бог есть. Вот это двуличие я не переношу. На мой взгляд, это трусость. Я утверждаю, что никакого бога нет. Но к религиям я отношусь… как к мировоззрению! У меня был интересный разговор с одним кардиналом из курии. Серьезный такой человек. Он сказал: есть две правды -- религиозная и научная. Они не пересекаются. Я ему сказал -- молодец, браво. Правда, вам потребовалось 500 лет, чтобы признать, что Галилей был прав. Он говорит -- да, виноваты. И я говорю: вот это рассуждение, что есть правда религиозная и есть правда научная, я принимаю. Только я называю вашу правду -- неправдой… Хотя я Библию очень хорошо знаю -- и Ветхий Завет, и Новый.

А зачем?

Это одна из главных культурных ценностей. И если ее не знать, как смотреть живопись Ренессанса, например?

Но когда мне говорят, что я должен верить в непорочное зачатие, я как биолог знаю, что этого быть не может. Объясните мне, как это могло произойти? Но никто же не объясняет!

У вас дочь хоть крещеная?

Да я сам крещеный. В соборе Парижской Богоматери, между прочим! Я же в Париже родился. Мама меня там и окрестила. Но она никогда не навязывала мне никаких религиозных убеждений, хотя сама, скорее всего, была искренним агностиком. А поскольку я крещен в католической вере, то католики меня убеждают: «раз католик – навсегда католик»! А я отвечаю – фиг вам! (Смеется) А дочь -- нет, некрещеная.

А жена?

Надя может зайти в церковь и поставить свечку.

Но вы же терпимо к этому относитесь?

Терпимо. Да я вообще терпимый. Толерантный. Но есть вещи, где моя толерантность стремится к нулю. И если меня попросят поставить свечку за близкого человека, я отвечу -- знаешь, оставь меня в покое. Тебе помогает -- пожалуйста, но без меня…

А во что вы тогда верите?

Что дважды два четыре. Я верю в факт! Вот цунами -- это разумная сила? Триста тысяч человек как корова языком слизнула… Никакого разума нет! Но я не проповедую.

Вы фаталист?

Нет, конечно. Не фаталист. Я не верю, что моя судьба на скрижалях золотых прописана. Человек зависит от многих обстоятельств: от других людей, например. Человек не сам по себе. Мой любимый поэт Джон Донн, который был страшным гулякой, выпивохой, бабником и дуэлянтом, а потом стал знаменитым в Англии священником в первой четверти XVII века, сказал, что «нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка… Смерть каждого человека умаляет и меня… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; он звонит и по тебе…» Вот это правда. Я его слова абсолютно разделяю.

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

С Познером беседовала Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит» (с)