Найти тему
Депутат Госдумы Олег Смолин

Престиж, как у дворника. Учитель о своей профессии в стенах Госдумы

Омский учитель выступил в Госдуме и рассказал о проблемах образования со стороны педагогов, а не чиновников. Приводим итоги его выступления:

Я уже рассказывал, что 22 марта принял участие в парламентских слушаниях в Государственной думе, пришло время подвести кое-какие итоги, рассказать о моем выступлении и реакции чиновников в Москве и Омске.

Там, где я рассказываю о причинах поездки в Госдуму

В Госдуме я уже выступал, было это в 2019 году, но там были расширенные парламентские слушания в пленарном зале с участием министров, председателя Госдумы и представителями всех фракций.
Эти же слушания, которые прошли 22 марта отличались тем, что организатором выступила партия КПРФ. Были приглашены министры профильных министерств, но они отправили своих заместителей. Другими словами, масштаб мероприятия был несколько меньше и проходил в малом зале. И я подумал, почему бы не воспользоваться возможностью и еще раз не озвучить на всю страну проблемы школьного образования с позиции человека работающего в поле, а не чиновника из высокого кабинета, который никогда не видел настоящих школьников и не преподавал в школе, но точно знает, как управлять образованием.

Там, где я говорю о результатах прошлых парламентских слушаниях

В 2019 году мое выступление закрепило позицию о том, что отчеты чиновников не отражают реальность, что российский учитель сегодня недооценен, что его статус низкий, зарплата маленькая, а нагрузка большая. Все это приводит к кадровому голоду и снижению качества школьного образования. Госдума приняла постановление, которое должно было гарантировать решение проблем, озвученных на слушаниях, поддержала это и министр (тогда еще образования) Ольга Васильева и председатель Государственной думы Вячеслав Володин.

Там, где я рассказываю о прошедших слушаниях

Теперь немного слушаниях 22 марта. Мое выступление было рассчитано на 5 минут, но из-за несоблюдения регламента организаторами, многие из выступающих не успели озвучить свои доклады. Я же выступил, но к тому моменту мы уже вышли за пределы временных рамок слушаний, поэтому мое выступление, с одной стороны, было урезано по времени и кое-что в нем не было озвучено, с другой, стало скорее формальным и несколько скомканным, поскольку многие участники слушаний уже покинули зал. Но, если есть реакция в СМИ, социальных сетях, и в каких-то кабинетах, значит, что все же удалось достучаться.

Там, где я делюсь содержанием своего выступления

Видео выступления выложу чуть позже, только прилетел домой и еще не успел его взять из трансляции. Но по пунктам расскажу о выступлении + выложу текст в приложении .

Короткая версия:

- 2 года назад обещали решить проблемы, ничего не поменялось;

- молодежь не идет работать в школу, а та, которая идет, надолго не остается;

- статус профессии низкий, связано это с зарплатами, которые маленькие, а в обществе есть представление о том, что доход – главный критерий успешности;

- если сегодня срочно не начать решать проблемы, то завтра просто некому будет работать в школе, а нам необходимо образование в условиях современного мира, где оно – одно из ключевых моментов в развитии общества;

- колоссальное различие в условиях труда и образовательных возможностях в регионах России, особый контраст – Москва, но есть и другие примеры. Насколько это справедливо? Чем жители регионов хуже москвичей?

- короче деньги есть, а сил держаться нет, все уходят в бизнес.

Полная версия содержания моего выступления:

За 2 года после больших парламентских слушаний и определения вопросов, которые надо решить в плане статуса педагогов и их заработных плат, мы слышали много «предложений», «обещаний», «рассуждений», но не видели результат. Притом, что за два года уровень жизни в стране пробил пару уровней вниз (экономический кризис, пандемия).

А заработная плата учителей не изменилась. Ставка в Омске была 8500 рублей два года назад, а угадайте, какая она сегодня? Вот так наше государство оценивает высококвалифицированный труд, который должен создавать будущее страны.

Да, появились надбавки классным руководителям (5000 рублей), но тут два «НО». Первое, не все учителя – классные руководители, второе – раньше во многих регионах труд классных руководителей не оплачивался совсем, например, в Омске была «доплата» 40 рублей за ученика в классе. То есть эти 5000 рублей не доплата, а компенсация за труд, который раньше вообще не был оценен.

Таким образом, школа попадает в ситуацию, когда качество преподавания заведомо будет низким. Учитель – главный организатор образовательной и воспитательной деятельности в школе, он же находится перед выбором – нищета, либо нечеловеческая нагрузка. Как итоги, свои силы он тратит не на детей и совершенствование себя, как педагога, а на выживание.

Небольшой кейс для родителей. Когда вы приходите с работы уставшие, а у вас затяжной период постоянных переработок, как складывается у вас общение с вашими детьми? У вас может быть один или два ребенка, а у учителя их 30 в классе, и с каждым надо общаться, проникать в их проблемы, помогать найти решение.

Также отметил, что, несмотря на увеличение количества выпускников педвузов, желающих преподавать в школе также мало. Оттуда и проблемы с количеством и качеством кадров. А сегодня нам нужны образованные люди и те, кто может воспитать этих образованных. Откуда они возьмутся при таком подходе?

Ну и разница в условиях образовательных возможностей Москвы и большинства регионов России. Сейчас четко видно, как люди живут буквально в разных реальностях.

Там, где я рассказываю о реакции чиновников

Я понимаю, что далеко не все учителя готовы и могут открыто высказывать свою позицию и свое недовольство, но я являюсь еще и помощником депутата Государственной думы. И это, с одной стороны, дает шанс мне работать в школе (потому что зарплата в школе – это какой-то социальный эксперимент, а не возможность для жизни), а, с другой, дает определенную защиту и возможность говорить о том, что у всех на уме, но пока еще не озвучено вслух.

Не знаю, сколько я еще проработаю в образовании, но за 5 лет педагогического стажа вижу только ухудшение положения учителя и снижение качества образования в целом, как системы.

Реакция в Москве пока неясна, будут какие-то обещания к выборам, но пока ждем. Освещу на странице, если что.
В Омске ожидаемо пригорело. Подробнее про это может быть позже)))

Там, где я говорю о результатах слушаний и возможных переменах

Не думаю, что будут большие результаты у этих слушаний, но вода камень точит, чем больше людей будет вникать в эти вопросы, тем лучше.

Сегодня школа не сможет измениться без поддержки родителей, учеников, ну и самих учителей, которым пора высказывать свою позицию, а не соглашаться со всем, что предлагается. Отступать некуда)))

Ну и главное, основная проблема российского образования – экономика (там вообще целый список, но я о главном). Российской экономике не нужна масса образованных людей, им негде работать, а для *блогера* (подставьте свой вариант) не требуется высокой образованности. Оттуда и растут ноги всех реформ.