Найти тему
Народ Востока

Еврейский след в фильме «Ирония судьбы или с легким паром»

Мы уже говорили о целом ряде популярных картин прежних лет (ссылки дам ниже), которые были сняты при всемерном участии представителей еврейского народа. Но давайте сейчас расскажем о том фильме, где гегемония детей Сиона в советском кинематографе проявилась в наибольшей степени. Действительно, классическая лента 1976-о года «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» буквально наполнена героями моего блога.

Об этом мы сейчас и поговорим.

Начать нужно с того, что сама идея фильма целиком и полностью принадлежит двум евреям – драматургу Эмилю Брагинскому и режиссеру Эльдару Рязанову, которые много лет работали вместе, создав немало пьес и сценариев к фильмам. Изначально замысел «С легким паром» был реализован в их совместной пьесе и лишь потом товарищи задумались о съемке фильма. Фамилия Брагинский идет от одноименного местечка под Киевом, а фамилия матери Рязанова была Шустерман, что на немецком и идише означает «сапожник».

Есть еще один интересный момент – мы достоверно знаем, что отцом Эльдара Александровича был крестьянин из Нижегородской губернии, сделавший карьеру в Красной армии, а затем ставший разведчиком. Он был славянин, разумеется, но дело в том, что на свете есть среди Рязановых и евреи. В данном случае такая фамилия идет от должности при синагоге. Резником назывался человек, который следил за выполнением ритуальных правил забоя скота.

-2

Есть несколько евреев и в кадре этого замечательного кинофильма. Два Александра, Белявский и Ширвиндт, сыграли двух друзей Жени Лукашина. Первый был одним из тех товарищей, кто решил отправить главного героя из Москвы в Петербург, второй читал текст в начале картины и, собственно, сам должен был лететь в северную столицу. Фамилия Ширвиндт, кстати, происходит от название литовского городка, который получил свое имя в честь лосей. Стало быть, на русский лад Ширвиндт – это Лосев. Кроме того, менее известный актер Готлиб Ронинсон сыграл ожидающего посадки пассажира из Красноярска.

Мало кто знает, но и главных героев этой ленты могли также сыграть евреи. На роль Жени первоначально был утвержден Андрей Миронов, а Надей могла стать очень красивая актриса Марина Меримсон. Но Миронова отвергли поскольку по сценарию Женя не пользовался успехом у женщин (в его случае в это поверить было сложно), а Меримсон чем-то не угодила режиссеру фильма.

Но и этим еврейское участие в «Иронии судьбы» совсем не ограничивается. Правда, в кадре никто из детей Сиона более не появлялся. Кроме самого Рязанова, конечно, который был одним из пассажиров, но не указал себя в титрах. Зато поэты Михаил Львовский, Александр Аронов и Владимир Киршон внесли огромный вклад в общую концепцию фильма. Именно они являются авторами песен «На Тихорецкую», «Если у вас нету тети» и «Я спросил у ясеня» соответственно. Кроме того, в фильме использовано стихотворение «Никого не будет в доме», автором которого является Борис Пастернак. Вот и живите теперь с этим – три популярнейших советских хита написали евреи)))

Были евреи и среди технических работников. Звукооператором картины являлся человек с «анекдотической» фамилией Юрий Рабинович, а ее директором, отвечавшим за административную сторону, был Ефим Голынский.

-4

Я исследовал уже несколько известных советских фильмов на предмет наличия там евреев, но это кино действительно бьет все рекорды. Жаль, конечно, что в главных ролях не снялись Миронов и Меримсон. Правда, тогда бы «Иронию...» пришлось в Израиле на новый год показывать.

Как обещал, ссылки на статьи о других фильмах:

Иван Васильевич

Кавказская пленница

Семнадцать мгновений весны

Человек-амфибия