Юрий Каторин
Огромные просторы при слабой сети дорог, суровые климатические условия России давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Надо ли удивляться, что сразу же вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания конструкторы начали приспосабливать их к специфическому зимнему бесколесному типу экипажа. Так на свет появились аэросани – изобретение сугубо русское. Первые такие машины были построены в начале века и представляли собой легкие прогулочные, спортивные экипажи. Самые первые аэросани были построены в России в 1904 г. инженером Сергеем Сергевичем Неждановским (1850–1940) зимой 1903–1904 года для того, чтобы… испытывать авиадвигатели и пропеллеры. Конструкция представляла собой примитивную прямоугольную раму, установленную на полозья, – на транспортное средство это не походило никоим образом.
На тот момент Неждановский работал в Аэродинамическом институте в Кучине. Он построил еще несколько подобных «стендов», как минимум один из которых оснастил сиденьем для водителя (на первых санях оператор должен был стоять, ибо они не предназначались для путешествий). А в 1905 г. журнал «Воздухоплаватель» опубликовал статью о санях с воздушным винтом для передвижения по снегу, которая очень заинтересовал Юлия Александровича Меллера (1861 – после 1917), владельца крупного по тем временам автозавода «Дукс».
На тот момент Неждановский работал в Аэродинамическом институте в Кучине. Он построил еще несколько подобных «стендов», как минимум один из которых оснастил сиденьем для водителя (на первых санях оператор должен был стоять, ибо они не предназначались для путешествий). А в 1905 г. журнал «Воздухоплаватель» опубликовал статью о санях с воздушным винтом для передвижения по снегу, которая очень заинтересовал Юлия Александровича Меллера (1861 – после 1917), владельца крупного по тем временам автозавода «Дукс».
Меллер совместно со своим сотрудником, инженером А.Д. Докучаевым, довольно быстро разработали модель аэросаней, подходящую для серийного производства, – Неждановский, свое изобретение не патентовал и о его внедрении даже не знал. Он по-прежнему не видел в своей идее ничего, кроме испытательного стенда для двигателей. Модель представляла собой легкие сани с полозьями из обычных беговых лыж , на задней части которых помещался бензиновый двигатель воздушного охлаждения с аэродинамическим движителем – воздушным винтом. В передней части саней имелся руль, который с помощью вынесенного вперед конька мог менять направление их движения. Уже в 1907 г. на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Меллера-Докучаева. Опытный образец имел мотор «Дион Бутон» мощностью 3,5 л.с. А год спустя эта машина получила название аэросани. Уже в 1909 г. на заводе «Дукс» выпустили двухместные аэросани с более мощным двигателем ENV. Еще через 2 года, в феврале 1911 г., Меллер на гоночном варианте своих моторных санях произвел фурор в Санкт-Петербурге, лихо промчавшись по заснеженным столичным улицам. В апреле того же года аэросани Меллера получили Малую золотую медаль на первой международной воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге.
Большой вклад в санестроение внес и знаменитый Игорь Иванович Сикорский (1889–1972). Начав практически с повторения конструкции Меллера, на которой он учится проектировать и строить воздушные винты, в 1910 г. Игорь Сикорский совместно с другим студентом Киевского политехнического института Федором Ивановичем Былинкиным построил 30-сильные аэросани. Машина Сикорского развивала невероятную для тех времен скорость 75 км/ч и стала прообразом для подавляющего большинства будущих конструкций аэросаней. Киевские студенты первыми применили схему, в которой толкающий винт крепился непосредственно на валу двигателя. Это позволило обойтись без трансмиссии. Федор Былинкин – сын преуспевающего купца – активно увлекался строительством самолетов и финансировал этот проект.
Появление нового вида транспорта вызвало большой интерес: за несколько следующие лет в России создали более полутора десятков разновидностей аэросаней. А в 1912 г. на знаменитом Русско-Балтийском заводе начали серийный выпуск аэросаней по заказу Военного министерства для транспортных целей. Мало кто мог подумать тогда, что всего через пару лет эти легкие, хрупкие на вид машины, по сути дела не вышедшие еще из стадии эксперимента, вступят в бой. Тем не менее, так и случилось. Нескольким типам аэросаней пришлось принять участие в Первой мировой войне. Впервые в боевых действиях сани были применены в 1915 г. Это была очень небольшая серия машин, выпущенных автомобильным заводом по заказу Всероссийского земского союза (ВЗС), ведавшего снабжением армии.
В середине 1915 года ВЗС поручили развернуть производство транспортных аэросаней для нужд фронта. Зимой с 1915 по 1916 года в автомобильном отделе ВЗС, которым руководил профессор Николай Романович Бриллинг (1876—1961) , при участии инженеров отдела А.С. Кузина и А.А. Архангельского разработали, а затем в мастерских построили партию из 24 аэросаней. Машина имела полуоткрытый, заостренный спереди (как нос корабля) фанерный корпус, поставленный на три лыжи (передняя для осуществления изменения направления движения, была управляемой), и приводилась в движение стандартным авиационным двигателем «Гном». Предприятие выпускало аэросани в трёх-, четырёх- и пятиместном (разведывательный, связной и транспортно-санитарный) вариантах. Часть из этих 24 саней (больше сделать не смогли из-за острого дефицита двигателей) вооружили пулеметами, остальные предназначались для связи и перевозки грузов и раненых. Использование машин на фронте показало, что они могут с успехом обеспечивать боевые операции.
Действовали такие машины и в германской армии. Командующий немецкими войсками генерал Гинденбург ( Paul Ludwig Hans Anton von Beneckendorff und von Hindenburg ; 1847—1934 ) ясно представлял, что в России с ее весьма слабо развитой сетью дорог «снежные автомобили» могут оказать неоценимую помощь войскам. Именно поэтому еще в предвоенные годы генерал внимательно следил за работами в этой области, участвовал в испытаниях и приемке аэросаней. На фотографии, сделанной в феврале 1914 г., испытания германских аэросаней.
В Гражданскую войну оставшиеся на ходу машины использовались Красной Армией для обеспечения оперативной связи, подвозки по бездорожью боеприпасов и продуктов к линии фронта, вывоза раненых с боевых позиций. Состояли аэросани и на вооружении интервентов: на Дальнем Востоке – у японцев, на Севере – у англичан. Пользовались несколькими аэросанями и колчаковцы в Сибири.
Боевой опыт показал перспективность использования этого вида техники в боевых действиях. Поэтому в начале 1919 г. решением Совета Труда и Обороны была создана комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). На комиссию были возложены задачи научно-технических исследований, проектирования, постройки и испытания аэросаней для использования их в военных целях. В короткое время при участии видных советских конструкторов родилось несколько типов аэросаней: «АНТ» конструкции А.Н. Туполева, «АРБЕС» – А.А. Архангельского и Б.С. Стечкина, «НРБ» – Н.Р. Бриллинга, «БеКа» – Бриллинга и А.С. Кузина. Но только последний образец по-настоящему понравился военным. Уже в начале 1920 г. началась постройка небольшой серии саней «БеКа». За год было сделано лишь 10 аэросаней. Часть из них попала на фронт и участвовала в боевых действиях. Три машины приняли участие в подавлении Кронштадтского мятежа , их водителями были сотрудники «Компаса». Наступление началось рано утром 17 марта 1921 г. Аэросаням надлежало поддерживать наступающих пулеметным огнем, а практически – отвлекать огонь крепостных орудий на себя. Две машины погибли, провалившись в образовавшиеся от разрывов снарядов полыньи. Третьи аэросани первыми ворвались в осажденный Кронштадт во главе атакующих, по случаю чего, их экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
Потом военные проблемы отошли на второй план: страна интенсивно осваивала Север. Большой вклад в развитие металлического аэросанного транспорта в России внес Андрей Николаевич Туполев. Им была предложена схема аэросаней из кольчугалюминия, ставшая классической. Аэросани конструкции А.Н. Туполева АНТ-IV, АНТ-VII, АНТ-X строились серийно и принимали участие в арктических экспедициях, а также использовались для регулярной перевозки пассажиров и грузов в СССР. До 1939 года конструкторы НАМИ и ЦАГИ создали более двадцати моделей. Думаю, читатели старшего поколения отлично помнят аэросани из классического советского фильма «Семеро смелых». И это были не надуманные кадры – снегоход Туполева АНТ-IV существовал реально.
В 1939–1940 годах выпускавшиеся в то время сугубо мирные аэросани АНТ-4 конструкции Туполева и ОСГА-6 (НКЛ-6) конструкции Андреева широко использовались в войне против финнов. Личный состав в основной массе призвали из летных школ в Энгельсе и Саратове. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и даже непосредственно участвовали в боевых операциях, сопровождая в рейдах лыжные отряды. Для решения последней задачи несколько НКЛ-6 оборудовали пулеметом, установленным на поворотной турели. Благодаря высокой скорости и хорошей маневренности, они использовались для выявления огневых точек противника и корректировки артиллерийского огня, осуществляли связь между подразделениями, перевозили боеприпасы и продукты питания, вывозили раненых.
Так, 11 февраля 1940 г. в наступлении советских войск на фронте 13-й армии между Ладогой и озером Вуокса использовались три аэросанные роты. Аэросанные отряды использовались и во время «ледового похода» в марте 1940 г. для захвата плацдарма на берегу Выборгского залива. Аэросани выезжали и на спасение экипажей сбитых самолетов, в частности, были подобраны восемь летчиков из 45, 39 и 18-го сбп и 49-го иап. По окончании конфликта, в начале апреля 1940 г. все аэросанные отряды были расформированы.
Оперативно были созданы и новые машины – санитарная НКЛ-6С, специально для эвакуации тяжело раненых на носилках, вставляемых в корпус аэросаней через бортовой люк, они работали по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненных бойцов с линии фронта в тыловые медсанбаты. Затем на вооружение приняли штабные НКЛ-38, за ними – грузовые аэросани НКЛ-12 для обслуживания полевых аэродромов. Эти аэроплатформы служили для транспортировки горючего в бочках, доставки к самолетам авиадвигателей и другого оборудования. Правда, этих специализированных машин выпустили очень немного.
Окончание следует.
См. также:
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020