Часто, но вполне обоснованно, мы хейтим H-D за то, что производитель из Миллуоки застрял в своей нише и предпочитает проверенное старое, новому. Да и "новая стратегия" говорит о приверженности традиционным ценностям. Однако, если посмотреть на Honda или Suzuki, то когда мы последний раз видели, что бы они сделали что-то нестандартное и необычное? Чем крупнее и старше компания, тем больше она старается избегать изменений. В основном потому, что покупатели не любят изменений.
Но тем не менее в истории Harley-Davidson стоит отметить несколько попыток вырваться из круга
1919 Model W Sport Twin
Harley-Davidson Model W был уникальным мотоциклом начального уровня, разработанным для увеличения рынка сбыта за счет привлечения новых, молодых (как знакомо) мотоциклистов. Его оппозитный (как у BMW, но расположенный не вдоль, а поперек) двигатель объемом 584 куб. см был в то время сильно передовым. Это был не только первый H-D с оппозитным мотором, но и вообще первый мотоцикл с 3-ступенчатой коробкой передач внутри корпуса двигателя, который был частью силовой структуры рамы. Но все эти новые технологии привели к тому, что маленький H-D стоил почти столько же, сколько классический Big Twin. И когда в 1920 году Indian представила свой первый Scout - быстрее, дешевле и круче, то дни этого Харлея были сочтены. Model W был удален из прейскуранта в 1923 году.
1936 EL Knucklehead
Во время Великой депрессии продажи Harley-Davidson упали с 24 000 единиц в 1929 году до 3700 единиц к 1933 году, и никто не знал, когда наконец это кончится. Ну и так как надо было что-то делать, они взяли и разработали свой первый V-образный двухцилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов. Новый мотор имел развал в 45-градусов и объём в 60-кубодюймов (988 куб. см). Крышки клапанных механизмов напоминали сжатые кулаки. Клапаны в головке работали от толкателей, приводимых в движение единственным нижним распределительным валом. Революцией стала и замена системы смазки на прогар на циркуляционную с сухим картером. Новый двигатель обладал мощностью в 40 лошадиных сил. Harley-Davidson EL Knucklehead со своими хромированными трубками толкателей клапанов, приборами на бензобаке и прямой линией хардтейла от передней до задней оси создал канонический образ H-D на следующие 85 лет, вплоть до настоящего момента. EL вытащил Harley из депрессии и провёл через Вторую мировую войну. К 1947 году компания снова производила 20000 единиц в год - 11000 из которых были Knucklehead.
1957 Sportster XL
Ответом H-D на британское вторжение началa 50-х, когда Triumph, Norton и BSA бесстыдно захватывали американский рынок, стала Модель K. K 1952 года был самым спортивным мотоциклом, который когда-либо строил Harley, но не мог превзойти 650 кубовых двухцилиндровых британцев. Поэтому ставка была повышена: Sportster XL 1957 года и его новый 883-кубовый двигатель Ironhead OHV V-twin заставили многих американцев импортозаместиться. H-D Sportster к 1970 году стал самым продаваемым Harley, познакомил черт знает сколько молодых людей с мотоциклами и продержался очень долго, но увы похоже, этот год может стать его последним. Впрочем, 64 года продаж - это чертовски неплохой результат.
1971 FX Super Glide
До Super Glide были большие Harley (туристические FL) и маленькие Harley (XL Sportsters). Super Glide изменил все это, соединив небольшие Harley (в основном, всю переднюю вилку в сборе) с большим двигателем и рамой от Electra Glide, чтобы создать то, что теперь принято считать первым заводским кастом мотоциклом. Этот Glide привел развитие H-D к тому, что с тех пор большинство Харлеев стали недотурингами и переспортсерами.
1978 MX250
Примерно с 1960 года у H-D были отношения с итальянским производителем Aermacchi, и в какой-то момент в середине 70-х стало сложно не замечать как много кроссачей покупают дети. В 1978 году появился Harley-Davidson MX250. Успели построить около 900 мотоциклов, многие из которых остались непроданными, даже те кому посчастливилось доехать из Италии до США. Серийный номер 1, на фото, успел просочиться на территорию чопперов. На аукционе Iconic его продали 18 500 долларов!
Постоянная клиентура в дилерских центрах Harley вряд ли была заинтересована в мотоциклах для кросса ну и вероятность того, что гонщики забредут в дилерский центр Harley-Davidson в поисках эндуро также невелика. После фиаско 1978 года Harley продал Aermacchi братьям Кастильони, которые изменили название на Cagiva ... Розничная цена Harley-Davidson MX250 составляла 1695 долларов.
1981 Project Nova
Этот проект был настолько революционным, что его не осилили. Porsche построил 135-сильный двигатель DOHC V-4 с жидкостным охлаждением, а все остальное сделали в Милуоки. Пара дюжин работающих двигателей была изготовлена и установлена в дюжину прототипов мотоциклов, которые отработали много часов испытаний на диностендах, в аэродинамической трубе и накрутили более 100 000 миль дорог. Но прыжок к производству Nova, как гласит история, был труден с экономической точки зрения, чтобы HD могла позволить себе это в конце безнадежной эры AMF. Было принято тяжелое решение остаться с моторами V-twin и вместо Nova были разработаны новые V-образные двойки Evolution. Если бы денег хватило, то Nova на год опередила бы V4 в составе V45 Sabre от Honda.
1984 FXST Softail
Самый первый Softail с двойными амортизаторами, спрятанными так, чтобы придать хардтейльный вид без хардтейла, был также одним из первых Harley с новым полностью алюминиевым V-образным мотором Evolution, ради которого в Миллуоки пожертвовали проектом Nova.
Softail мгновенно стал хитом и снова вытащил Harley-Davidson из сточной канавы. С 1984 года Harley выпускал Softail в слишком большом количестве вариантов, чтобы их запомнить, и продолжает делать это сегодня (даже несмотря на то, что в 2018 году рама Softail была полностью переработана). FXST не просто произвел революцию в отрасли, но и создал ее.
2002 VRSC V-Rod
Про этот революционный Харлей говорили «Это Харлей для людей, которые ненавидят Харлеи». Снова призвав на помощь Porsche из эпохи Nova, VRSC стал первым дорожным H-D с современным DOHC двигателем с жидкостным охлаждением. V-образный двухцилиндровый двигатель объемом 1131 куб. см назывался Revolution и располагался в центре хитровытянутой гидроформованной стальной раме. Не смотря на то, что главной идеей этого мотоцикла был драгрейс, этот мощный круизер также неплохо проходил повороты. Более того, для компании, мотоциклы которой в значительной степени ориентированы на стиль, V Rod стал радикальным шагом в строну. V Rod любили, но не любили. После 2018 модельного года V-Rod исчез.
2019 LiveWire
Официально говорят, что Harley хочет стать мировым лидером в области электромотоциклов, что сложно ожидать от такой консервативной компании. Журналисты смогли попробовать первые LiveWire в июне 2014 года, но байки не продавались широкой публике до 2019 года, что конечно сразу заставляет задуматься, о том сколько подводных камней в кажущейся простоте электромоторчика с батарейкой.
Новый генеральный директор H-D Йохен Зейтц официально заявил, что полностью поддерживает LiveWire и будущее электричества в Harley. В октябре прошлого года Milwaukee Business Journal процитировал Цейтца: «Это все еще развивающаяся категория, поэтому объемы продаж относительны. Но из того, что я могу видеть, мы считаем, что LiveWire - самый продаваемый электромотоцикл в США - Объем продаж Livewire более чем вдвое больше, чем у ближайшего конкурента».
2021 Pan America
И вновь, стоя на краю финансовой пропасти, HD с совершенно новой моделью ныряет в полный опытных акул-конкурентов рынок-омут приключенчеров. Но на бумаге это выглядит так, будто они точно знают, куда они ныряют. Спецификации Pan America 1250 (и Pan America Special) говорят о присутствии всех необходимых ингредиентов: 150 лошадиных сил от совершенно нового, почти не обслуживаемого мотора с изменяемыми фазами газораспределения, новейшая электроника, управляемая IMU (и даже электронная подвеска на Special), и прочие дальнобойные фишки, которых ожидают искушенные наездники. Все это завернуто в оригинальную, не слишком яркую упаковку с тем, чего так жаждут многие поклонники HOG - знаменитым логотипом в виде планки и щита. Точно знаю, что некоторые из моих друзей уже сбегали к дилеру и внесли предоплату за этот мотоцикл.
Что же этот мотоцикл будет очередной ставкой на пан или пропал. Очень интересно, как в этот раз вывернется Harley-Davidson. А может и не вывернется и наступит эра сплошного Indian.