Ну что же, пора увязывать воедино всю историю с походом первого Лжедмитрия.
Краткое содержание предыдущих серий заметок:
В 1591 году в Угличе умирает царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. В 1598 году умирает Федор, старший сын Ивана Грозного, и среди бояр начинается борьба за власть. В результате побеждает Борис Годунов, который начинает гонения на бояр Шуйских и Романовых. Все они друг другу приходились в той или иной степени родственниками или породнились в результате браков.
В 1600 году Борис Годунов отказался заключить с Польшей "вечный мир" на условиях передачи Польше Смоленска и Чернигово-Северской земли. В этом же году началось сильное похолодание, и в России начался пятилетний голод, вылившийся в массовые крестьянские бунты.
В 1603 году в Польше внезапно обнаруживается не то чудесно воскресший, не то вообще сбежавший раньше покушения "царевич Дмитрий", которого в нынешней историографии принято отождествлять с Григорием Отрепьевым, человеком, близким к дому Романовых.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
15 августа 1604 года этот Лжедмитрий - впоследствии ему дадут порядковый номер "1", потому что будут другие, - двумя войсками пересек границу Русского государства. Моравск сдался сразу, в Чернигове воевали не столько с поляками, сколько между собой, и в результате Лжедмитрий захватил город. Серьезное сопротивление поначалу оказал Новгород-Северский, но в это время сдался Путивль вместе с городской казной, и в нем Лжедмитрий остановился на зиму.
Годунов в это время не скучал и вызвал из Николовыксинской пустыни (куда она была заточена за небрежение ребенком) Марию Нагую, мать настоящего царевича Дмитрия. По версии Исаака Массы, Мария - то есть теперь уже старица Марфа - сказала: «Мне говорили, что моего сына тайно увезли из Русской земли без моего ведома, а те, что мне так говорили, уже умерли». Рассерженный Борис приказал отвезти старицу в заключение и держать с большею строгостью и лишениями.
В Путивле Отрепьеву пришлось осваивать пока еще непривычную для него роль доброго царя, царя-избавителя. Сама идея воевать с Годуновым без помощи иностранцев на первых порах Отрепьеву не улыбалась. Поэтому он пытался натравить на Москву каких-нибудь иностранцев, отправляя послов то к крымскому хану, то в Ногайскую орду. И лишь потерпев на дипломатическом поприще полное поражение, понял, что рассчитывать он может лишь на антигодуновское восстание.
Надо сказать, что агитация внутри России проходила очень успешно. Наиболее эффектным пропагандистским, а вернее сказать контрпропагандистским трюком стала доставка в Путивль Лжеотрепьева. В письме сопровождавших Лжедмитрия иезуитов имеется сообщение, что в конце февраля 1605 года "сюда привезли Гришку Отрепьева, известного по всей Московии чародея и распутника... и стало ясно для русских людей, что Дмитрий Иванович совсем не то, что Гришка Отрепьев". Появление Лжеотрепьева на некоторое время парализовало московскую пропаганду, основанную на том, что за царевича Дмитрия себя выдает не кто иной, как расстрига Григорий Отрепьев. Теперь все знали, что настоящего Отрепьева показывают в Путивле на городской площади и, следовательно, царь Борис лжет. Правда, некоторое время спустя Годунову удалось-таки выяснить, что Лжеотрепьева изображал бродяга по имени Леонид. Но время было уже упущено.
Предыдущие статьи по теме: " Где плакала Ярославна ", " Так себе выбор для царя: или на царство, или в острог ", " Одесную и ошую торгового пути ", " Буйная история рода Шуйских ", " Василий - значит царь ", " Ветвистый род Шуйских ", " Шуя, она же Борисоглебск ", " Победить в честном бою и зарезать ", " Второе крупной дело Шемячичей ", " Отцеубийство по приказу царя ", "Единственный в Восточной Европе деревянный донжон"