Осенью 2020 года в региональное отделение Партии «ЗА ПРАВДУ» в Тверской области начали поступать обращения жителей с просьбой решить проблему с выплатой социальных пособий на детей от 3 до 7 лет. Родители жаловались на то, что им не приходят уведомления о статусе заявления и задерживают выплаты. При этом в Минсоцполитики, которое на тот момент курировало данный вопрос, дозвониться никто не мог.
На основании жалоб тверичан активисты тверского отделения Партии направили обращение в Минсоцполитики, МФЦ и областную прокуратуру с описанием ситуации. Также в обращении была обоснована необходимость проведения внеплановой проверки в части нарушения прав заявителей, уведомления заявителей о статусе их заявлений и привлечения к ответственности виновных в нарушениях лиц.
Из всех трех инстанций, в адрес которых было направлено обращение, ответ прислала только прокуратура. В письме говорилось, что они перенаправили обращение в Минсоцполитики с требованием рассмотреть его и уведомить о результатах в установленный срок. До сегодняшнего дня ответа от Минсоцполитики так и не было.
Между тем, с января 2021 года, вопросы, связанные с детскими соцпособиями, переданы в ведение ГКУ Тверской области «Центр выплат “Тверская семья”», которое подчиняется Министерству демографической и семейной политики. С этого момента ситуация не только не улучшилась, но и усугубилась. Так, в Миндемографии и «Тверской семье» также не отвечают на звонки и не уведомляют в положенный срок о статусе рассмотрения заявлений. Однако к этим проблемам присоединилась еще одна – жители жалуются, что соцпособия приходят только на карты «Мир» Сбербанка.
Так, в январе этого года, в местное интернет-издание Tverigrad.ru обратилась читательница Анна с жалобой на задержку выплат детских пособий. Сообщается, что она не получила положенные по праву деньги в январе, выплату перенесли на февраль.
«Тверская семья» переводит пособия только на счета одного известного банка. Аргументируют они это тем, что его клиенты в приоритете. На вопрос: «Предоставьте распоряжение, где это прописано?», они просто отмалчиваются. Держатели карт этого банка получили все полагаемые пособия. Клиенты других банков – нет, в том числе многодетные матери. В «Тверской семье» сказали, что положенные нам выплаты мы получим только в феврале. Как так получается? Когда выплатами занималась соцзащита, не было разделения на банки, всем в одно время приходили пособия», – рассказала Анна.
На обращение читательницы в Миндемографии ответили, что первые выплаты начались с 21 января – это была ежемесячная денежная выплата семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения (усыновления) третьего ребенка и (или) последующих детей. Затем перечисления пошли на детей от 3 до 7 лет и иные выплаты.
При этом информацию по картам «Мир» опровергла директор ГКУ «Центр выплат “Тверская семья”» Светлана Корсакова.
«Данная информация не соответствует действительности. Центр выплат перечисляет пособия на все карты всех банков разных регионов России, а не только владельцам карты «МИР», зарегистрированным в регионе, и не только на карты, открытые в «Сбербанке». В последние дни начался возврат средств по детским выплатам из разных банков. Переведенные заявителям деньги возвращаются на счета ГКУ. Причина возвратов: счета получателей закрыты или заблокированы (арестованы). К сожалению, информация о смене реквизитов в Центр выплат не поступила», – сказала Корсакова.
В ГКУ «Тверская семья» отметили, что в связи с переходным периодом им необходимо время стабилизировать работу и заверили, что скоро все наладится.
«У нас работают высокопрофессиональные сотрудники. И даже несмотря на то что в ГКУ многие сейчас болеют коронавирусной инфекцией, мы стараемся, чтобы все выплаты дошли до получателей», – сказали в Центре выплат.
В феврале ситуация никак не поменялась – заявители все также не могли дозвониться до «Тверской семьи». В паблике официальной группы Миндемографии в соцсети разъяснили , что горячая линия представляет собой 3 стационарных телефона, функция черного списка в которых отсутствует.
«Когда одновременно поступает много телефонных звонков, линия перегружается и вызов обрывается автоматически. В данный момент ведется разработка введения очередности вызовов, чтобы избежать такой ситуации», – говорится в сообщении.
Спустя 2,5 месяца работы Центра выплат проблема так и не решилась, а в одиночку заявителей официальные инстанции игнорировали. В связи с этим 16 марта в соцсетях и местных СМИ было размещено обращение от лица родителей Твери и Тверской области с просьбой незамедлительно наладить работу ведомства «Тверская семья».
В обращении приводят причины сложившейся ситуации, которые дозвонившимся говорили сотрудники организации. Среди них: «заболели все сотрудники ТС»; «уволился главный бухгалтер»; «нет компьютеров»; «нет базы данных»; «приоритет – счета в Сбербанке»; «арестованные счета получателей услуг»; «скорость обработки заявлений – 10 шт/сутки».
Также отмечается, что на данный момент нет ответа по заявлениям за декабрь–февраль при положенных сроках рассмотрения 15-30 календарных дней. По некоторым заявлениям с осени по выплатам и региональным капиталам также нет ответа. При этом полностью отсутствует обратная связь, так как по электронной почте не отвечают, по телефону предоставляют разную информацию, в социальных сетях шаблонные ответы c номерами и почтой ТС. Помимо этого нет никакой возможности самостоятельно отследить статус и этапы рассмотрения заявлений.
На что в Центре выплат достаточно быстро отреагировали и ответили следующее:
«Система межведомственного взаимодействия по сбору необходимых документов только отлаживается, для выстраивания логистики требуется время, поэтому имеются задержки при обработке заявлений. Решение по каждому обращению планируется принять в течение марта–апреля 2021 года. Выплаты будут производиться по мере принятия решения о назначении».
На обращение родителей Тверской области отреагировали и на сайте федерального издания «Комсомольская правда» . Так, в ответ на критику работы Центра Миндемографии распространило официальное заявление.
«В настоящее время в Центре выплат «Тверская семья» осуществляют выплаты по 16 мерам поддержки семей с детьми, большинство из которых были переданы в учреждение в январе 2021 года. В связи с техническими сложностями начисление некоторых пособий в этот период происходило «в ручном режиме». Уже в феврале большинству получателей выплаты пришли вовремя. Возникающие в процессе начисления пособий сбои устраняются в индивидуальном порядке. Формируется график выплат, согласно которому будет осуществляться контроль за денежными начислениями. База получателей пособий постоянно актуализируется», – говорится в ответе ведомства.
Кроме того в официальном сообществе Центра в ВК опубликовали пошаговый график предстоящих выплат. Так, до пятницы, 19 марта, обещали начислить ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. До конца месяца обещают начислить ежемесячную выплату на детей от 3-7 лет включительно, маткапитал, ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин из малообеспеченных семей, а также проезд беременных женщин, проживающих в сельской местности, в центральную районную больницу.
В Министерстве также сообщили, что в данный момент занимаются реорганизацией по улучшению работы и внутри Центра.
«Телефон 8 800 201 22 62 стал многоканальным. Для улучшения качества приема и обработки обращений увеличивается количество операторов. В настоящее время в Центре выплат расширен штат сотрудников, произошли кадровые изменения, имеется ряд вакансий», – говорится в сообщении.
Объявленные меры по улучшению работы ведомства «Тверской семьей» нам остается только держать на контроле, и следить за ситуацией.
Полина Чуковина, эксперт по вопросам социальной политики