В последнее время прослеживается чудовищная тенденция: воспевать физическое насилие в песнях. Поп-исполнители под слащавый и заедающий мотив улыбаются нам о том, как эстетичны гематомы и как романтичны драки между партнерами. Речь пойдет о текстах Алены Швец и песне Клавы Коки и Нилетто "Краш".
Приложу разобранные тексты:
Швец—автор-исполнитель песен с гаражной эстетикой. С помощью образа несчастного подростка завоевала любовь 11-летних девочек. В контексте темы романтизации домашнего насилия это самое страшное.
•"Вино и сигареты"—начинаю с самого чудовищного текста. 'Впечатай меня в стену, чтобы я осталась дома, Мой космос—гематомы'. Это всё в припеве поп-песни—самой повторяющейся части. Искать эстетику в избиении нельзя, особенно, если ты это вещаешь на аудиторию.
•"Мальчик из Питера": Попробуй меня бросить—тебе сломаю кости (Что?) Вообще, тексты Швец изобилуют императивами: повелительное наклонение всегда делает текст проще и агрессивнее, даже если использована не прямая форма ("только попробуй")
•"Соперница"—дворовая дамская романтика. Песня подробно описывает процесс женской драки: "глаза становятся красными, волосы летят в разные стороны, тащу за ноги из-под дивана". В тексте упоминается, что лирическая героиня за себя не отвечает, ее принцип– "решать вопросы силой". Использован русский матерный, как обязательная эклектичная "фишка" Швец.
•"Краш" – фит Клавы Коки и Нилетто. Оба исполнителя выступают в жанре поп, сотрудничают с Blackstare, их главные песни постоянно звучат из колонок молодежи. И теперь они объединились, чтобы у меня под окном кто-то постоянно слушал "И ты будешь со мной и останешься жив, я приду–я знаю твой этаж, я твой личный маньяк, я тебя придушу". Особенно тонко на абьюз намекает обложка трека: многочисленные синяки на персонажах окончательно уточняют буквальный, не метафорический характер всего спетого.
Формально– это песня-диалог, однако роль доминанта беспорядочно переходит с одного партнера на другого, не оставляя надежды на сторитейлинг, превращая песню в хаос насилия.
Особенно примечательно, что эти песни выходят на волне усиления борьбы с домашним насилием и активным социальным движением, призывающим относиться у проблеме серьезно, не молчать и не глумиться. И я бы не сказала, что эти песни—манифест против этого движения, потому что намеренно идти против этого значит, как минимум, убить свою репутацию, как с блекфейс. Удивительный парадокс.
Вы прислали мне ещё много песен, я бы хотела подробно рассмотреть их все, возможно, буду писать большую работу. Здесь стоит завершить эстетичной строчкой из "Последней дискотеки" Монеточки: 'Узоры кровавых ссадин, тебе так подходят пряди багряные эти'.