Найти в Дзене
Всё

В Италии пылится завод Bugatti, с которого началась вторая жизнь легендарного бренда

Ровно 30 лет назад — в 20-х числах июля 1990 года — в пяти километрах от Модены на новеньком заводе Bugatti прошли первые пусконаладочные работы. Тогда слово «Бугатти» было на слуху только у подкованных знатоков автомобильной истории. Модели этого бренда уже давно прекратили выпускать, и возродить легендарную марку решил амбициозный итальянский бизнесмен Романо Артиоли. Удивительно, но ему
Оглавление

Ровно 30 лет назад — в 20-х числах июля 1990 года — в пяти километрах от Модены на новеньком заводе Bugatti прошли первые пусконаладочные работы. Тогда слово «Бугатти» было на слуху только у подкованных знатоков автомобильной истории. Модели этого бренда уже давно прекратили выпускать, и возродить легендарную марку решил амбициозный итальянский бизнесмен Романо Артиоли. Удивительно, но ему действительно удалось выпустить в свет конкурента Ferrari, да еще и в нескольких километрах от штаб-квартиры главного производителя спорткаров на планете. И да, не удивляйтесь — Bugatti в самом деле стала итальянской компанией. Хотя и ненадолго. Конвейер Bugatti Automobili, S.p.A., который был больше похож на мануфактуру будущего, заработал 15 сентября 1990 года. В день рождения Этторе Бугатти. Сегодня этот памятник автомобильной истории может посетить любой желающий.

Как доехать?

Когда коронавирусные щупальца ослабят хватку на границах и вы снова полетите из Вильнюса в Милан, найдите время между посещениями торговых центров и прокатитесь на арендной машине до Модены по трассе А22. 200 километров того стоят: там находится настоящее сокровище для любого автолюбителя. При подъезде к Модене справа трудно не заметить большое синее здание. Буквы в овале уже выцвели, но слово Bugatti все еще легко читается. Это и есть завод, с которого началась вторая жизнь легендарного бренда.

Так завод выглядит сейчас

-2

Так он выглядел в свои лучшие годы

Записывайте в блокнот координаты: 44.693248, 10.849550. Договориться на экскурсию можно в этом Instagram . Жизнь здесь давно замерла, растительность побеждает в войне с бетоном. Уже и не верится, что в 1990-х здесь был самый передовой автомобильный завод Италии, а быть может, и мира. Сегодня заброшенные цеха больше напоминают ретрофутуристические сцены Fallout 4.

-3

Романо Артиоли

Но вернемся в 1980-е. 50-летний Романо Артиоли находится на пике своей карьеры. Он управляет крупнейшим в мире импортером Ferrari и поставляет итальянские спорткары в Германию. Кроме того, с 1982 года он владеет компанией, ставшей первым дистрибьютором Suzuki на территории Италии. Автомобильный рынок Европы расцветает, как и банковский счет Артиоли.

-4

Мужчина очень любил эксклюзивные машины и даже имел небольшую коллекцию классических спорткаров. В ней была парочка Bugatti 1930-х годов. Любовь к моделям этой французской марки переросла в одержимость — Артиоли захотел возродить Bugatti и в 1987 году основал компанию Bugatti International. В этом же году он купил торговую марку Bugatti и заявил всему миру, что намерен выпустить лучший на планете спорткар.

Историческая штаб-квартира Bugatti находилась во Франции в крохотном городке Мольсайм. Но Романо Артиоли решил перенести офис в Модену, фактически временно сделав Bugatti итальянским брендом. Он объяснял это логистическими нюансами: вокруг Модены сконцентрированы основные поставщики деталей для спорткаров, ведь неподалеку расположены сборочные предприятия Ferrari, Lamborghini и Maserati. Кроме того, Артиоли был намерен переманить часть сотрудников упомянутых брендов в свою команду, при этом им не нужно было бы переезжать.

-5

Арендовать офис в центре Модены, повесить на нем логотип Bugatti и нанять пару-тройку работников труда не составляло. Благо денег у бизнесмена хватало. Но все равно многие эксперты весьма скептически относились к планам Артиоли. С нуля построить современный спорткар на руинах некогда великого бренда? Как говорится, удачи! Репутация Романо в конце 1980-х была примерно как у Илона Маска в начале 2010-х. Мало кто верил, что дело вообще дойдет до строительства реального завода. Но в ноябре 1987 года предприниматель покупает большой участок земли в деревне Кампогаллиано, что в нескольких километрах от Модены, и начинает там строительство новой истории Bugatti.

-6

Атмосфера семьи

Романо Артиоли еще со времен работы руководителем импортера Ferrari очень трепетно относился к набору персонала. Для него было важно, чтобы сотрудники на работе ощущали себя как дома. И добивался он этого не только созданием комфортных рабочих мест. Ведь дом — это не просто уютные стены и мягкий диван. Это еще и семья. Во всех компаниях, которыми руководил Артиоли, взаимоотношения между сотрудниками складывались очень дружеские. Даже после ухода в другие фирмы они продолжали общаться и дружить семьями.

-7

Интересный факт. Сегодня экскурсии на заброшенный завод проводит парень по имени Энрико Павеси (он и ведет упомянутый выше Instagram). Его мать и отец работали на предприятии и здесь же познакомились. Поддержание заброшенного завода происходит за счет добровольных пожертвований автомобильных клубов со всего мира. Средств хватает на то, чтобы заплатить налоги за землю и раз в пару месяцев организовать уборку территории.

Романо верил, что, если человек ощущает себя полноценной частью команды, а не «рабочим инструментом», он будет более продуктивным. Три года бизнесмен набирал команду для создания нового Bugatti. И к середине 1990 года у него было почти 200 работников. Когда предприятие начало работать, штат увеличился до 240 человек.

-8

Завод строил двоюродный брат Артиоли — Джампаоло Бенедини. Чтобы фабрика представляла собой не бездушные цеха, а «дом для большой семьи», Артиоли попросил сделать максимально большие окна везде, где это возможно. Именно поэтому половина стен в зданиях имеют остекление от пола до потолка. Важным пунктом в ТЗ к зданиям предприятия было освещение. В цеха всех этапов производственной линии должен был попадать естественный дневной свет. В отдельном помещении расположился научно-исследовательский центр. Был спроектирован и собственный испытательный полигон. А теперь представьте, что все это было построено еще до того, как Романо Артиоли завершил реальный проект автомобиля.

Проектирование Bugatti EB110

Еще в 1987 году, когда юристы Артиоли готовили документы для покупки земли в Кампогаллиано, сам Романо вел переговоры с бывшими сотрудниками компании Lamborghini — Тициано Бенедетти, Ахиллом Бевини и Оливьеро Педрацци. Эти три инженера в 1960-х годах работали над знаменитым Lamborghini Miura, а позже основали свою компанию, специализирующуюся на разработке двигателей для спорткаров. Они и помогли сконструировать шасси и двигатель для будущего EB110.

-9

Ранние прототипы Bugatti EB110 очень похожи на Lamborghini. И не без причины: в команде было много выходцев из этой итальянской компании

С опытным трио Артиоли познакомили Ферруччо Ламборгини (да, тот самый) и знаменитый конструктор Lamborghini Паоло Станзани, которые внесли огромный вклад в возрождение бренда. В итоге Станзани стал техническим директором Bugatti, и благодаря ему буквально за три года, пока строился завод, был c нуля спроектирован автомобиль, изменивший историю спорткаростроения. Скорее всего, если бы не Паоло, компания Bugatti так и осталась бы в истории и на свет не появились бы такие модели, как Veyron и Chiron.

-10

В конце 1988 года шасси и двигатель EB110 были полностью готовы. Точнее, были готовы чертежи архитектуры главного конкурента Ferrari. И эти чертежи разослали нескольким дизайнерам, чтобы те предложили свои варианты внешнего вида нового Bugatti. По факту художникам необходимо было с нуля придумать корпоративный стиль новой марки: дизайн Bugatti 1930-х годов безнадежно устарел и компоновка спорткаров 1990-х не подходила под обтекаемые формы гоночных машин начала ХХ века.

-11

Не будем перечислять все варианты экстерьера Bugatti EB110 (их было около десяти). Отметим лишь, что победителем тендера стал итальянец Марчелло Гандини, который прославился за счет работы над спорткарами Lamborghini Countach и Diablo. К тому же Гандини хорошо дружил со Станзани. Первые прототипы EB110 начали тестировать в 1989-м — за год до окончания строительства завода Bugatti под Моденой.

-12

Первый ходовой прототип Bugatti EB110

Безубыточность — это 150 машин в год

Bugatti EB110 был настоящим прорывом в мире спорткаров, где балом правили традиции. В движение новый итальянский спорткар приводил 3,5-литровый мотор с четырьмя (!) турбинами. Двигатель, несмотря на свой скромный объем, имел аж двенадцать цилиндров, расположенных V-образно. В конструкции машины применялись последние наработки Lamborghini, сдобренные перфекционизмом Романо Артиоли и смелостью Паоло Станзани. В 1993 году Bugatti EB110 SS разогнался до 354 км/ч и стал самым быстрым автомобилем в мире.

-13

Спорткар, который называли не иначе как «выскочкой», превзошел по характеристикам Ferrari F40 и Lamborghini Diablo. Завод был рассчитан на сборку максимум трех машин в день. Каждый экземпляр EB110 собирался вручную. Для безубыточности предприятия Bugatti необходимо было продавать 150 автомобилей в год. И к этой цифре компания уверенно шла. В мире даже возникла очередь богатых автолюбителей, желающих приобрести EB110. Среди знаменитых покупателей Bugatti был Михаэль Шумахер. Фотография с ним до сих пор висит в покрывшемся пылью сборочном цехе.

-14
-15

Почему все провалилось?

Дела у Bugatti в 1990-х шли неплохо. Эксклюзивные спорткары раскупали как в Европе, так и в Азии. Романо Артиоли даже купил у General Motors компанию Lotus, чтобы через ее дилерскую сеть продавать Bugatti в США. И несмотря на то, что Артиоли ни разу не смог достичь тиража 150 машин в год, это было не из-за отсутствия спроса, а из-за побочных факторов, таких как поставка комплектующих на завод.

В 1992 году огромные средства Bugatti были вложены в разработку более массовой модели с четырьмя дверями — EB112. Сегодня ее назвали бы конкурентом Porsche Panamera. С учетом сумм, выделенных на создание этого автомобиля, планка безубыточности повысилась до 350 машин в год. Это плюс к тем 150 EB110. Даже топ-менеджеры Bugatti сомневались, что предприятию и поставщикам по силам держать такой темп. В конце концов речь идет не о конвейерной, а полностью ручной сборке.

В итоге EB112 так и не начали выпускать, ограничившись тремя ходовыми прототипами. Они, кстати, были проданы и находятся сейчас где-то в Турине, Швейцарии и Монако. На почве разногласий относительно будущего компании с Романо Артиоли поссорился один из руководителей Bugatti — Никола Матерацци. Последний ушел из компании, и на его место взяли нового менеджера. Тот с ходу обнаружил много просчетов как в самом проекте EB112, так и у поставщиков, которые сыграли не последнюю роль в банкротстве «итальянской Bugatti».

Bugatti Automobili, S.p.A. навсегда закрыл свои двери в Кампогаллиано в 1995 году. Всего на свет появилось 139 экземпляров Bugatti EB110, а также 33 «заряженные» версии SS. Такого небольшого тиража хватило, чтобы о Bugatti заговорил весь мир. Название компании за пять лет частенько упоминалось в специализированных СМИ, фотографии модели EB110 растиражировали в фантиках Turbo. Несмотря на то, что Романо Артиоли не удалось построить прибыльное предприятие в Италии, именно он вдохнул вторую жизнь в Bugatti. В 1998 году руководитель концерна Volkswagen Фердинанд Пиех решил взять под свое крыло неожиданно возродившийся бренд. Штаб-квартиру Bugatti вернули на историческое место — во Францию. Позже на свет появились Veyron и Chiron, которые не нуждаются в представлении.

А заброшенный завод так и стоит в пригороде Модены, напоминая о славных временах, когда состоятельному бизнесмену было под силу внести свой вклад в автомобильную историю. В мире практически не осталось заброшенных заводов, где когда-то выпускали спорткары. Обычно такие предприятия выкупаются крупными концернами и переделываются под сборку новых моделей. Уникальный «релокейт» бренда Bugatti из Франции в Италию стал причиной необычного явления, когда завод оказался никому не нужным. Наверняка рано или поздно покрывшиеся паутиной цеха Bugatti Automobili, S.p.A. снесут и здесь построят какую-нибудь гостиницу или очередной ТЦ. Ну а пока призрак завода готов принимать тех редких посетителей, которых привлек отпечаток отвалившегося логотипа Bugatti с фасадной стены главного цеха.