Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию. Они основаны на свободе самовыражения и принципах демократичности, считает Альбина Хакимова , педагог Регионального центра технического творчества по робототехнике. И сегодня она расскажет, что это за методы, как их применять и приведет несколько примеров их использования на уроке.
— Интерактивные методы обучения подразумевают, что все участники равны независимо от возраста, опыта и социального статуса, а занятие — это коллективная, общая деятельность. Все сказанное на занятии подается как информация к размышлению. Учитель не должен допускать прямую критику личности. И, наконец, призыв к действию представляет собой рекомендацию, а не требование.
Интерактивная форма позволяет преподавателю робототехники сочетать различные методы и формы обучения.
1. Проблемное обучение — метод, когда подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути.
Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:
Игра «Составление из букв осмысленных слов». Наряду с тренировкой воображения, направлена на развитие словарного запаса.
Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л
Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.
Игра «Круги на воде» . Направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон». Необходимо
- Подобрать как можно больше слов на начальную букву;
- Подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог «ли»;
- Подобрать как можно больше слов-рифм к слову лимон;
- Расставить буквы слова в столбик и написать слова на соответствующие буквы.
Упражнение «За и против» . Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение: какие есть плюсы, минусы, интересные моменты в этой ситуации.
Задание-игра «Я начну, а ты продолжи…» . На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например:
Вот он – светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдем…
Очень часто используются для развития творческих способностей приемы и методы ТРИЗ, как например, «Метод переноса как одна из базовых изобретательских техник» или «Метод фокальных объектов».
Примерный алгоритм:
- Анализ исходной ситуации, определение цели.
- Выбор фокального объекта.
- Составление списка выбранных наугад объектов (от 3 до 7).
- Составление списка свойств каждого из выбранных наугад объектов.
- Перенос свойств случайных объектов на объект-фокус.
- Генерация новых идей.
- Анализ и отбор новых идей.
2. Метод проектов
3. Кейс-стадии или разбор конкретных ситуаций
Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении какой-либо производственной или бытовой проблемы.
Разбор конкретных ситуаций может сводится к решению задачи.
Например, задания на умение находить главное
- На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о Земле все. Расскажи ему самое главное десятью фразами (10 мыслями).
- Проанализируйте сказку (любую) на предмет возможности исключения из нее каких-то персонажей. Кого можно исключить, кого нельзя исключить?
- Из каких главных частей состоит стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка? Как связаны между собой эти части?
Решение задач с техническим уклоном :
- Вам надо сделать самозакрывающуюся дверь. Как быть? Найдите ресурс, предложите несколько решений
- Как определить место прокола в велосипедной камере, в болотном сапоге?
Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет. Младшим школьникам можно предложить нарисовать рисунок или выбрать «фишку» с определенной цветовой гаммой.
Всего насчитывается более 46 методов интерактивного обучения. Объединяет их то, что роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Ребята взаимодействуют друг с другом, тем самым активно вовлекаются в процесс обучения.
И это не просто слова. На наших уроках робототехники ребята занимаются, играя не пассивную роль слушателя, а активно взаимодействуя между собой. Узнать подробности и записаться на обучение можно по телефону +7 (900) 029-50-10 или по почте nabor-01@robo74.ru .
Автор: Хакимова Альбина Талгатовна