Казахстан имеет весьма интересную и самобытную культуру. Но она не была бы столь самобытной, если бы в ней не было акынов, их состязаний (айтысов), и, конечно же, домбры – инструмента, прекрасно передающего национальный казахский колорит.
Сразу возникает много вопросов. О чём поют акыны? Почему их творчество уникально? Кого можно назвать лучшими представителями жанра? Какое место занимают айтысы в современном Казахстане?
Думаю, вы уже догадались, какой теме будет посвящена наша статья. А теперь представьте себе бескрайнюю казахстанскую степь и акына, играющего на домбре…
Для справки: домбра – это двухструнный щипковый инструмент с грифом и овальным корпусом. Такой корпус обеспечивает хорошую акустику и богатое обертонами красочное звучание. Уникальный самобытный звук домбры завораживает и создаёт особую атмосферу.
Творчество акынов (его пик и расцвет приходится на XIX век) – это не просто пение и игра на инструменте. Эти поэты-импровизаторы сами пишут тексты и читают их нараспев, или в виде речитатива. В своих стихах они могут говорить об общественно-политических явлениях, социальной несправедливости, собственных взглядах и многом другом – в общем, темы практически не ограничены.
Акыны – это те люди, которых любили в народе, с радостью встречали в каждом доме и нередко одаривали подарками. Именно акыны зачастую сообщали родным о смерти члена семьи, исполняя траурную песню естирту. Вот отрывок одной из них:
Лебедь уплыл, отражаясь в озёрной красе...
Сын твой не заблудился, он скрылся в те страны,
Куда в некое время уйдёт неминуемо всё…
Вполне справедливо будет сказать, что песни акынов помогали жителям казахских степей «строить и жить», сопровождали их и в горе и радости, были неотъемлемой частью их культуры.
Говоря об акынах, стоит немного рассказать о нескольких самых известных представителях жанра.
Биржан-сал Кожагул-улы (Кожагулов) (1834-1897)
Великий акын, поэт, певец, мастер айтыса, виртуоз игры на домбре и композитор. Он писал песни о любви, родной степи и своих конях, обличал произвол властей и т.д. Сохранилось более 40 песен Биржан-сала, часть их вошла в оперы знаменитого композитора Е.Брусиловского, многие были исполнены казахстанскими певцами. Айтысу Биржана с женщиной-акыном Сарой Тастанбеккызы была посвящена опера «Биржан и Сара», написанная в 1946 году М.Тулебаевым, получившим за неё Сталинскую премию.
Джамбул (Жамбыл) Жабаев (1846-1945 гг.)
Выдающийся поэт-акын, многократный победитель айтысов, автор стихов, песен и поэм. До революции исполнял в основном обличительные песни и народные эпосы. Призывал к русско-казахской дружбе. Поддерживал и прославлял советскую власть патриотическими песнями и одами вождям. В годы войны написал стихи «Поэма любви и гнева», «Москве», «Приказ Родины» и др.
Кенен Азербаев (1884-1976 гг.)
Знаменитый акын, певец, композитор, лауреат множества советских премий, последователь Биржан-сала и Джамбула. Написал порядка 150 песен (лирических, патриотических, о жизни народа, надеждах и мечтах простых людей). Автор эпической поэмы «Поминки по Кокетаю».
Что касается современных успешных акынов, можно назвать, к примеру, Болатбека Оразбаева, Шугайыпа Сезимхана, Жансаю Мусину, Еркебулана Кайназарова и Рината Зайытова. Самым же известным айтысом последних лет считается «дуэль» Жандарбека Булгакова с Айнур Турсынбаевой в 2013 году (более 4 млн.просмотров в You Tube!).
Сразу возникает вопрос – какую же роль акыны и их состязания занимают в жизни сегодняшнего Казахстана?
Айтысы по-прежнему пользуются всенародной любовью, и их телевизионные трансляции собирают у экрана тысячи зрителей – от детей до стариков-аксакалов.
В чём же причина столь большой их популярности?
В первую очередь, в том, что акыны на айтысах поднимают важные социально-политические вопросы, волнующие всех и каждого, и доносят их до правительства от имени народа. К примеру, когда рассматривалась возможность продажи казахских земель Китаю, акын Е.Кайназаров сложил такие строчки:
«Я не отдам тебя ни китайцу, ни таджику, лучше я сам возьму тебя в аренду на 50 лет и сам посажу дыни и арбузы».
В то же время участники состязаний высказывают свои мысли, соревнуются с соперниками в остроумии, чувстве юмора и умении импровизировать. При этом, айтысы всегда проходят по-доброму, их участники избегают оскорблений друг друга и каких-либо конфликтов.
Посмотреть айтысы можно на федеральном казахстанском телеканале «Qazaqstan», на платформе You Tube и на страницах акынов в соцсетях. А если хотите от души посмеяться – обязательно найдите номера казахстанской команды КВН «Спарта», посвящённые акынам.
В общем, соревнования акынов – это всегда интересно, остроумно, весело, и актуально!
Нужно отметить, что многие молодые казахи мечтают стать акынами, ведь талантливый поэт-импровизатор буквально за пару лет может стать настоящей «суперзвездой» в своей стране. Кстати, айтысы поддерживает правящая партия Nur Otan, и победители могут получить ценный приз – например, автомобиль.
На мой взгляд, айтыс – это идеальный пример преемственности национальных традиций в современных реалиях.
Пришла пора заканчивать наш экскурс в мир казахского народного песенного искусства. Всем спасибо за внимание и всего наилучшего!