Работая над предыдущей статьей, где были рассмотрены общие черты женского характера и свойств водной стихии, взаимное художественное дополнение этих двух образов, я увидел большое количество материала о сказочно – мифических существах, живущих как в воде, так и на суше.
Конечно, речь идет о русалках, этих окруженных ореолом романтики существ, восприятие образа которых у современных людей сформировано кинопродукцией.
Кто же эти существа на самом деле?
Сначала нужно разобраться с названиями. Очень большую путаницу в образ внесли как раз художники, изображая представительниц Водного Царства, но называя по-разному.
Художник К.Е. Маковский (1863 – 1921) « Русалки»
Русалки – представительницы восточно-европейского фольклора, можно сказать древнерусского. В основном это жительницы пресноводных водоемов, рек и прилежащих к ним лесов.
В западной Европе, из-за наслоения различных мифологий, легенд и художественных произведений на эту тему, существует множество названий: морская дева, сирена, наяда, морская нимфа, океанида.
Художник Э.Ф. Бретнал (1846 – 1902) «Русалка»
Самая большая путаница получилась с сиренами. По описанию, они поют, подавляя волю моряков и заставляя их или прыгать за борт, или направлять свой корабль к берегу, прямо на рифы. Но вот внешний вид их имеет значительные различия.
В одних источниках сирены имеют тело птицы и женскую голову (не путать с гарпиями, там наполовину женский торс, а по характеру они безжалостные, вечно голодные и злющие стервы).
Художник Д.У. Уотерхаус (1849 – 1917) «Одиссей и сирены»
В других, их описание совпадает с остальными представительницами водного племени.
Художник Э. Армитидж (1817 – 1896) «Сирена»
Скорее всего, художники особо не вникали в «специализации» отдельных мистических героинь и создавали некий собирательный образ. Их изображали и с хвостом, как у рыбы, но часто оставляли им обычное человеческое тело.
Художник Г. Доре (1832 – 1883) «Океаниды»
Чем же занимались эти русалки, сирены, девы и прочая? Практически ничем хорошим. О свойствах их пения я уже упоминал.
Художник У.Г. Маргетсон (1861 – 1940) «Русалка»
История о путешествии Одиссея и встреча его с сиренами неоднократно изображалась разными художниками.
Художник У. Этти (1787 – 1849) «Одиссей и сирены»
На картине сирены своим пением хотят заставить всю команду Одиссея пристать к берегу, но Одиссей приказал гребцам заткнуть уши воском (в некоторых источниках варом), а его самого связать или привязать к мачте, чтобы он не мог прыгнуть за борт, но мог все видеть и слышать, как командир. На берегу, рядом с сиренами изображены результаты их предыдущей «работы» в виде человеческих останков.
Или другой вариант развития событий. Здесь сирены, можно сказать, берут корабль Одиссея на абордаж.
Художник Г.Д. Дрейпер (1863 – 1920) «Одиссей и сирены»
Эти морские красотки могли устраивать шторм, одурманивали своим пением экипаж корабля и завлекали к берегу на рифы.
Художник Э.Д. Пойнтер (1836 – 1919) «Грот нимф шторма»
В дневное время русалки прятались от людских глаз в прибрежных пещерах.
Художник Э.Д. Пойнтер (1836 – 1919) «Во время отлива»
И очень не любили попадаться людям в сети, так сказать, терять инициативу.
Художник Г.Д. Дрейпер (1863 – 1920) «Морская дева»
По своей же инициативе они любили развлекаться в морских просторах, в ожидании, не появится ли очередной корабль-добыча.
Художник Теофиль Квятковский (1809 – 1891) «Сирены»
А может быть удастся очаровать какого-нибудь моряка, поцеловать его, да и вытащить беднягу за борт…
Художник Г. Вертхаймер (1847 – 1902) «Поцелуй сирены»
Или просто закружить в водовороте лодку одинокого рыбака и утащить его на дно морское
Художник К. Эквалл (1843 – 1912) «Рыбак и сирена»
Может на Руси русалки добрее были? Похоже, что нет.
Художник И.А. Дженеев (1868 – 1955) «Водные глубины. Омут»
Все эти картины наглядно показывают, что за внешней красотой и волшебным пением могут скрываться коварство и жестокость, так что у каждой красивой сказки может оказаться очень грустная оборотная сторона.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!