Сегодня ваш ребенок еще дошкольник, но уже осенью он станет первоклассником. Для детей школа – это что-то неизвестное, но интересное, для взрослых – ожидание перемен, беспокойство и переживания. Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Как не навредить его здоровью?
До начала нового учебного года ещё есть немного времени, которое можно провести с пользой!
Педагог-психолог начальной городской Ломоносовской школы А.В. Куприкова поделилась советами, как подготовиться к школе.
Шаг 1. Развивайте самостоятельность
В сентябре мы часто наблюдаем такую картину: хорошо подготовленные к школе дети, которые умеют бегло читать и быстро считать, совершенно беспомощны в быту.
Понаблюдайте за своим ребенком, что он умеет делать сам. Дети, которым дома привили элементарные бытовые навыки, увереннее чувствуют себя в школе и быстрее других привыкают справляться со своими учебными обязанностями.
К 1 сентября ваш первоклассник должен уметь:
- самостоятельно переодеваться;
- застегивать пуговицы и другие виды застежек;
- завязывать шнурки;
- аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно принимать пищу;
- пользоваться гигиеническими навыками.
Готов ли он к этому? Если вы видите, что у ребенка есть трудности, сейчас самое время уделить этому внимание.
Как только появится первый результат, покажите ребенку, чего он достиг, чему научился. Дайте возможность почувствовать радость и гордость от успешных самостоятельных действий. Обсуждайте в семье успехи и достижения будущего первоклассника.
Шаг 2. Следите за здоровьем и режимом дня
Здоровый ребенок легче адаптируется к школе, быстрее восстанавливается после учебного дня и эффективнее усваивает материал на уроках.
Правильный режим дня, полноценное питание и двигательная активность укрепляют здоровье будущего первоклассника.
Шаг 3. Разговаривайте о школе
Поддерживайте интерес ребенка к школе, рассказывайте ему о школьной жизни, отвечайте на его вопросы.
Любая информация – сколько детей будет учиться с ним в классе, какие будут уроки, сколько учителей, какие кружки и секции – все это будет интересно будущему ученику.
Важно давать ребенку правдивую информацию. Готовьте его к тому, что учеба – это труд, а не только праздник. Но он обязательно справится, а вы всегда рядом и готовы прийти на помощь.
Ваши ответы и рассказы помогут ребенку справиться с тревогой и почувствовать себя в школе уверенно и безопасно.
Шаг 4. Организуйте рабочее место
К началу учебного года у будущего первоклассника должно появиться свое рабочее место, письменный стол, где он будет готовить уроки.
Постарайтесь организовать это пространство вместе.
Шаг 5. Развивайте волевые качества
1 сентября в жизни первоклассника появится обязательное занятие – учеба. Если ребенка не научили выполнять «обязательные» дела, то слишком неожиданно в его жизни возникнет слово «надо».
Надо рано вставать, надо сидеть в классе, надо писать буквы в тетради, надо читать… Словом, появляются дела, которые детям не очень приятны, но неизбежны.
Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке, выполнять домашнее задание и в целом принимать школьные правила. Что же делать?
Занятия спортом, настольные и подвижные игры с правилами – тоже отличный способ развития волевых качеств (Например: «Да и нет не говори», «Молчанка», «Замри» и т.д.).
Шаг 6. Заботьтесь о положительных эмоциях
Лучшее, что могут сделать родители – это создать ребенку положительную эмоциональную атмосферу в семье и наполнить его жизнь яркими впечатлениями.
Принцип «хочу все знать» во многом определяет развитие ребенка.
И чем разнообразнее будет окружающая среда, чем активнее он будет взаимодействовать с ней: экспериментировать, участвовать в играх и забавах с другими детьми, бегать, прыгать и т.д., тем богаче будет опыт, приобретенный им, тем успешнее будет его будущее обучение и общение.
Ребенок, который с удовольствием лепит, рисует, сочиняет и рассказывает сказки и с истории, задает вопросы – не сможет стать ленивым учеником.
Ведь главная мотивация – это желание и интерес!
Шаг 7. Договаривайтесь о единых педагогических требованиях к ребенку
На пороге школы у детей становятся значимыми два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. И тот и другой может стать стимулом для развития и обучения ребенка. Какой мотив станет ведущим, зависит от взрослых, которые рядом.
Будьте терпеливы со своим ребенком. Если у него что – то не получается, отмечайте его успехи, а не промахи, хвалите его и выражайте надежду, что завтра у него получится лучше, чем сегодня.
Поддерживайте своего первоклассника, не забывайте о его возможностях. Ребенок почти всегда хочет выполнить ваши требования. Его отказ, негативная реакция, как правило, вызваны именно невозможностью их выполнения.
В статье использованы материалы:
Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников; Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы: советы родителям, советы учителям; Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога.