Найти тему
ПроФэнтези

ЛитРПГ: самое популярное фэнтези современности

Оглавление

ЛитРПГ – это стремительно развивающийся поджанр научной фантастики и фэнтези, популярность которого просто зашкаливает. Достаточно посмотреть на огромное количество книг в этом направлении, выпускаемых прямо сейчас, и на топы популярных сайтов (Литнет, Автор.Тудей и т.д.). О чем же этот поджанр?

Арт по циклу Дмитрия Руса "Играть, чтобы жить" (www.theverge.com).
Арт по циклу Дмитрия Руса "Играть, чтобы жить" (www.theverge.com).

Истоки ЛитРПГ

ЛитРПГ буквально означает «литературная ролевая игра». Другими словами, это игры в стиле РПГ, но в книжной обложке. В сюжетах ЛитРПГ либо наша жизнь приобретает черты виртуальной реальности, либо действие происходит внутри виртуальной реальности.

Истоки ЛитРПГ нужно искать в Южной Корее и Японии, где появились фанфики о геймерах, попавших в ловушку игровых миров. Позже фанфики переросли в самостоятельные произведения, и по этим сюжетам начали снимать фильмы.

Одна из топовых корейских дорам последнего времени – «Воспоминания об Альгамбре» – основана именно на ЛитРПГ-сценарии. Регистрируясь в новой игре, геймеры оказываются в дополненной реальности – они начинают видеть предметы и персонажей, которых не видят обычные люди, получают доступ к квестам, взаимодействуют с другими геймерами, повышают уровень. Реалистичность происходящего настолько велика, что игровое убийство приводит к настоящей смерти.

Элементы ЛитРПГ

  • Мир с виртуальной (или дополненной) реальностью, в котором люди становятся персонажами игры, а их действия определяются игровыми характеристиками (сила, удача, ловкость и т.д.).
  • Терминология MMORPG (уровень, нубы, мобы, лут, пвп и т.п.).
  • Герои заняты выполнением разных квестов, чтобы либо сбежать из игрового мира обратно в реальность, либо достичь игровых целей. Часто история начинается с того, что персонаж застрял в виртуальном мире и может выйти только в том случае, если выполнит определенные действия (пройдет квест, отработает онлайн-деньги и др.).
  • Герои постоянно улучшают характеристики, чтобы получить больше игровых возможностей. У каждого персонажа обычно появляются очки улучшения и список навыков, которые можно улучшить.
  • Место богов или высших сил обычно занимает искусственный интеллект, который часто наделяется разумными чертами.
  • В игре много других людей, которые тоже управляют своими персонажами, а также NPC под управлением ИИ.
  • Герой начинает как новичок с нулевым опытом, который учится ориентироваться в игре.
  • События в игре могут влиять на реальный мир (например, можно заработать игровую валюту, которая позже переводится в реальную, или игровые решения могут повлиять на земную политику).
Капсулы для погружения в виртуальный мир (арт www.ramanteg.com).
Капсулы для погружения в виртуальный мир (арт www.ramanteg.com).

Что можно почитать в жанре ЛитРПГ?

Как и в любом популярном жанре, в современном ЛитРПГ много откровенно проходных книг. Такое впечатление, как будто заядлого геймера оторвали от кресла и заставили набить несколько сотен страниц о своих похождениях, которые тут же, без редактуры, ушли в Литрес или на Амазон :) И все же я попытаюсь дать пару хороших рекомендаций.

«Играть, чтобы жить» (Дмитрий Рус)

Здесь главный герой погружается в виртуальную реальность, потому что неизлечимая болезнь не оставляет другого выбора: или смерть, или жизнь в онлайн-игре. Сюжет достаточно простой (прокачка, квесты, кланы), держится благодаря экшену. Но Рус – это один из топовых авторов жанра, популярен даже за рубежом (именно переводам его цикла приписывают появление на Западе своих книг в жанре ЛитРПГ), поэтому для всех ценителей ЛитРПГ – маст хэв, как говорится.

«Путь шамана» (Василий Маханенко)

Говорят, что Маханенко – это один из авторов, которых вдохновили книги Руса, и здесь я готов сказать, что ученик превзошел своего учителя. В этом цикле опять используется сюжет с переходом из нашего мира в игровой, но сюжет здесь построен гораздо качественнее, без лишнего увлечения прокачкой и характеристиками персонажа. Игровой мир, куда попадает герой – это аналог тюрьмы, совершил преступление – отправляешься в исправительную капсулу с отбыванием наказания на виртуальных рудниках. Многие поступки грозят потерей достижений и увеличением срока – тем интереснее читать, как герой на них все-таки решается (например, мстит за друга).

Рекомендации от читателей в комментариях:

  1. Руслан "Дем" Михайлов. "Миры Вальдиры" и входящие в нее циклы: "Господство клана Неспящих", "Герои крайних рубежей", "Кроу", "Сточные воды Альгоры".
  2. Андрей Васильев. "Акула пера в мире Файролла".
  3. Иван Магазинников. "Мертвый инквизитор".
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какие книги ЛитРПГ вы бы посоветовали прочитать - мой список совсем коротким вышел :(