Найти тему
Еженедельник "Звезда"

Впервые в истории танкостроения: как происходит роботизация боевых машин

Пресс-служба «Уралвагонзавода» - единственного в России предприятия, производящего танки — сообщила, что танк Т-14 «Армата» проходил тестирование по работе в беспилотном режиме.

mil.ru
mil.ru

В ходе тестов отрабатывалось движение по маршруту, выход на заданную точку для стрельбы и автоматический захват целей с проведением дальнейшего их уничтожения. Иначе говоря, изучались особенности выполнения танком отдельных специальных задач, не входящих в основной спектр деятельности этой экипажной машины.

Нельзя не отметить, что способность системы управления огнём (СУО) находить и распознавать цели на поле боя без участия экипажа была достигнута впервые в истории танкостроения.

Самостоятельный поиск целей на сложной подстилающей поверхности, а так же их распознавание, ранжирование и взятие на сопровождение бортовые системы машины осуществляют благодаря внедрённым элементам искусственного интеллекта. При этом решение о нанесении удара по противнику остаётся за человеком — командиром боевой машины. Иные образцы современной бронетехники, включая иностранные, сегодня обладают только автоматом сопровождения цели, т.е. её поиск и определение экипаж производит самостоятельно.

mil.ru
mil.ru

Испытания новых способностей СУО проходили как на стенде с использованием математических моделей и различных полунатурных макетов целей, так и на полигоне, где в роли противников выступили образцы российской бронетехники. Все этапы тестирования подтвердили соответствие реальных показателей системы заявленным характеристикам. Одной из боевых машин, которая в перспективе может получить в свой арсенал эту систему, считается высокозащищённая боевая гусеничная машина огневой поддержки «Терминатор».

Очевидно, что с передачей более важных сфер ответственности спешить однозначно не стоит. Право отдавать команду на уничтожение определённо должно оставаться за человеком. Всё же ИИ хоть и хладнокровен и безэмоционален, что в боевой обстановке зачастую весомое преимущество, но однако же не достаточно совершенен, чтобы возлагать на него ответственность за человеческие жизни, ведь до конца не ясно в пользу чего он сделает выбор, столкнувшись с ситуацией так называемой «проблемы вагонетки».

Так или иначе, но на достигнутых свершениях наука никогда не остановится. Технологии будут развиваться и совершенствоваться. И кто знает, какое будущее придёт вслед за ними...

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"