Прекрасные палеолитические картины делает художник Том Бъёрклунд (Tom Bjorklund), ей-богу. Не буду рассуждать о «выверенности композиции», «стиле» и прочем занудстве. О степени «реконструкции» рассуждать не буду тоже, хотя за основу он регулярно берёт реальные памятники каменного века.
Скажу просто: картины Бъёрклунда крайне симпатичны и колоритны.
Его неандерталки уже были, для симметрии надо вспомнить и кроманьонок. Благо всё современное человечество выросло как раз из кроманьонцев. Ну и, к тому же, всяких разных кроманьонцев у Бъёрклунда гораздо больше.
Для нас самые любопытные и необычные, конечно, ранние.
Знаю, знаю, вид раннего кроманьонца, такого, каким его представляет современная наука, чаще всего вызывает реакцию «негр в снегу!». Но тут надо помнить, что ледниковый период это не только когда немного прохладно, но и когда сухо. Снега не так уж и много. Вся вода выморожена в ледники, осадков мало. Сейчас снега на многострадальные коммунальные службы сыплется больше, чем тогда на мамонтов. Да и не жили люди в сугробах, прям вот на ледниковых щитах, подобных современному Антарктическому. И никто там не жил. Ледники наступали и отступали, живность двигалась за ними или от них. А за живностью шли люди. (Вот сейчас разгорается новое межледниковье - и вместо того, чтоб радоваться, некие личности вопят о «глобальном потеплении». Ну, будет вам и «глобальное похолодание», подождите пару десятков тысяч лет. Вот уж обрадуетесь).
Что до негров… Нет, кроманьонцы не негры, хоть темнокожи, темноволосы и кареглазы. Все современные расы равноудалены от кроманьонских предков. Просто эволюционировали человеческие популяции в разные стороны. Кто-то посветлел, кто-то потемнел, кто-то ещё что-то. (Кстати, европеоиды и монголоиды «побелели» независимо, мутации, вызвавшие посветление кожи, у них разные).
Занятно, но самое большое разнообразие в цвете глаз и волос на планете – в Европе, особенно северной. Здесь блондинками/блондинами или рыжими с голубыми или зелёными глазами никого не удивишь. Почему так – никто не знает. В остальных регионах планеты кареглазость и темноволосость однозначно доминирует.
Причём, по современным данным, мутации «на цвет глаз» появились заметно раньше мутаций «цвета кожи». Так, что тёмненький, смугленький, но светлоглазый кроманьонец – это в порядке вещей.
Занятная картинка, не правда ли? Вот где мастерство художника! Не знаю, что вкладывал именно он, не знаю, что подумали вы, но я, как зритель, додумал целую историю.
Нет, тут не классическое женское триединство «дева, мать и старуха», воспетое множеством религий времён «производящего хозяйства». Тут явно «старушка-мать» лет пятидесяти (хорошо если), и две сестры, её дочери. То, что они из одного, нет, не племени, какое там, из одной семьи, буквально написано у них на лбу. Видите отметины? Вряд-ли татуировка, скорее скарификация. Единообразная. Все свои. Учитывая, что жили семейными группками человек по десять-пятнадцать – как раз. Нанесены эти отметины, поди, после «инициации» - официального перехода из статуса ребёнка в статус взрослого. Лет в двенадцать.
Ну и одежда… Это вам не дурацкая шкура через плечо троглодита с простецких рисунков. Даже неандертальцы любили себя украшать, что уж говорить о кроманьонцах. Мало одеться функционально, надо одеться ещё и красиво!