Найти в Дзене
ДАЙТЕ МИРУ ШАНС

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ?

МИНА, ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ?

Вот уже лет 10, как некоторые работодатели стали подменять трудовые договора, договорами гражданско-правового характера (ГПХ). Чем руководствуются работодатели в этом: погоней за сверхприбылью, или попыткой остаться на плаву, в условиях возрастающих накладных расходов и низкой рентабельностью в условиях низкой покупательской способностью населения, которое в конечном итоге является конечным потребителем любого продукта, сегодня и здесь разбираться не будем.

Сейчас попытаемся проанализировать чем являются эти договоры ГПХ для их второй стороны – работников. В последнее время достаточно нередки обращения с вопросами таких лиц, много их и на различных форумах, которые свидетельствуют, что лицо, заключившее договор ГПХ не до понимает суть произошедшего. Задают вопросы, куда жаловаться на то, что «работодатель» не оплачивает больничные листы, не предоставляет отпуска. А потому давайте попробуем разобраться.

Прежде всего нужно понимать, что договор ГПХ не тоже самое, что и трудовой договор. Дело в том, что взаимоотношения лиц, заключивших трудовой договор, регулируются трудовым законодательством России, которое основано на Трудовом Кодексе. А значит лицо, заключившее с работодателем трудовой договор, вправе именовать себя работником, и к нему применяются все гарантии, предоставленные законом. А это и выплата больничных и предоставление отпусков и прочая социалка. А если работодатель не предоставляет работнику социальные гарантии, установленные законом, то работодатель нарушает права работника, а потому работник вправе подать жалобу в Государственную инспекцию труда или обратиться в суд, за защитой прав. И если нарушение подтвердиться, то значит и будут приняты меры к устранению этих нарушений прав работника. А потому необходимо понимать, что звание работник и трудовой договор, наделяют его обладателя широкими преференциями.

А сейчас посмотрим на договор ГПХ. Здесь нет трудовых отношений. Стороны этого договора заказчик и исполнитель (подрядчик). А потому человек, заключивший договор ГПХ, не может именовать себя работником. Он всего лишь оказывает услугу заказчику. А потому на эти взаимоотношения не распространяется трудовое законодательство. А значит это исполнитель не может претендовать на оплату больничных листов или предоставления оплачиваемого отпуска и прочие социальные гарантии, которые имеет работник. Фактически такой подрядчик — это самостоятельное лицо, которое действует на свой страх и риск. Все его права и обязанности определены договором ГПХ, и регулируются Гражданским Кодексом России. В двух словах, этот подрядчик обязан в срок оказать услугу, которую ему обязаны оплатить. Мы уже знаем, что такому подрядчику не полагаются оплата больничных и отпуска, и прочие социальные гарантии работника. Но только ли этим ограничиваются неблагоприятные последствия?

Если смотреть с позиции закона, то прежде, чем получить оплату, подрядчик должен оказать услугу. Оказание услуги в полном объеме и отсутствие претензий со стороны заказчика, подтверждается Актом приема-передачи, который подписывается обоими сторонами договора. А потому если, произошла подмена работника на подрядчика по договору ГПХ, а фактически этот подрядчик каждый месяц делает определенную работу, которая оплачивается по принципу трудового законодательства, то каждый месяц должен подписываться Акт приема-передачи. Если его не подписать, то тем самым развязываются руки заказчику, чтобы не производить оплату. Если это произойдет, то такому подрядчику сложно будет защитить свои права в суде, путем взыскания оплаты за оказанную услугу. В суде необходимо будет подтвердить, что у заказчика возникла обязанность оплатить, а это можно сделать только путем предоставления подписанного Акта приема-передачи. А потому если такой подрядчик не будет каждый месяц заботиться о том, чтобы Акт приема-передачи был подписан, то он сам создает условия, чтобы заказчик не стал ему оплачивать оказанную услугу.

Кроме того, трудовое законодательство делает крайне затруднительным наложение работодателем на работника штрафов или взыскание убытков, образовавшихся от нерадивости работника. А в случае ГПХ. Если услуга была оказана не надлежащим образом, то заказчик всегда может взыскать с подрядчика, образовавшиеся убытки. И суд удовлетворит такие требования. В результате этого подрядчик вместо получения оплаты за проделанную работу, которую правильно называть оказанной услугой, сам окажется должен заказчику. А это создает предпосылки для того, чтобы такой подрядчик оказался в денежной кабале перед заказчиком, фактически превратился в раба, который работает бесплатно, отрабатывая возникший долг.

Также возможность оказаться в положении раба или крепостного, предрасполагает и следующее. Мы знаем, что если работника перестали устраивать условия труда или он просто решил сменить работу, то ему достаточно за две недели подать заявление об увольнении. После истечения этих двух недель работник будет уволен, а трудовой договор будет расторгнут. В случае с договором ГПХ такое правило не применимо. К нему действуют общие положения о договорах, согласно которого договор ГПХ может быть расторгнут по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения только судом, и только если будет доказано существенное нарушение условий второй стороной договора. Следовательно, чтобы прекратить деятельность по договору ГПХ. Мало одного желания подрядчика, еще необходимо и согласие заказчика. В противном случае подрядчик будет вынужден продолжать оказание услуги по этому договору бесконечно долго. А если к этому еще и добавить убытки, которые может взыскать заказчик, то этот подрядчик вполне может оказаться в положении сопоставимым с положением раба или крепостного. А этого ли желает гражданин, который в поисках работы заключил, вместо трудового договора, договор ГПХ?

Если поднятые вопросы интересны. И необходимо их более широко осветить и оценить возможность применения трудового законодательства к отношениям, возникшим из договора ГПХ, ставьте лайки или пишите комментарии. Они позволят определить насколько вопросы, поднятые здесь оказались актуальными и требуют дополнительной оценки и разбирательств их природы и последствий.