Требования авиакомпаний к бортпроводникам регулярно повышаются, что обусловлено изменениями в конъюнктуре рынка и глобальными процессами. Теперь стюардесса не только должна владеть основными разговорными фразами, но знать основные сленговые выражения или разговорные фразеологизмы, уметь шутить на этом языке и владеть профессиональной лексикой. Именно поэтому английский для бортпроводников – это не просто дисциплина, а целый ряд предметов и знаний.
Основные требования в авиакомпаниях
В авиакомпаниях предъявляют довольно высокие требования к знанию английского языка для бортпроводников. Более того, знание английского языка при этом не сводится к обычным разговорным или стандартным профессиональным фразам. В это понятие входят и другие моменты:
- Высокий уровень владения активной лексикой английского языка
- Умение грамотно построить разговор с людьми, которые говорят с ярко выраженным акцентом
- Умение вести свободно разговор в сложных и стрессовых ситуациях
- Навыки обслуживания пассажиров с использованием английского языка
- Понимание культурных особенностей и коммуникативных ситуаций
- Уверенность применения английского языка
- Знание фонетического алфавита ИКАО
В авиакомпаниях, как правило, есть свои курсы английского языка для бортпроводников . Однако они рассчитаны на подготовку корпоративной культуры и создание единого стандарта общения всех стюардесс . Поэтому азы лексики или грамматики, разговорные фразы, этикет общения, профессиональные нюансы, а также фонетический алфавит ИКАО здесь не преподают.
Кроме этого, в авиакомпаниях требуют основные знания законодательства воздушных перевозок, которые в России регламентируются такими законами:
- Воздушным кодексом РФ
- Правилами воздушных перевозок
- Инструкцией 242/e для бортпроводников
- Руководством по багажным и грузовым перевозкам.
В других странах также есть свои законодательные акты. Эти знания обычно даются на курсах профессиональной переподготовки, однако их особенность в том, что они ведутся на английском языке.
В целом компании рады видеть в своих рядах молодых людей и девушек, которые обладают навыками коммуникабельности , активно владеют основами разговорного и профессионального английского языка и готовы делать карьеру дальше.
Особенности владения языком для бортпроводников
На международных авиалиниях большая часть общения с пассажирами происходит на английском языке. Более того, многие клиенты авиакомпаний являются представителями разных стран, что налагает особенность на общение с ним на английском языке.
Именно поэтому стюардесса должна не только владеть академическим английским, но и уметь объясниться в сложных ситуациях недопонимания, обладать основными навыками коммуникабельности и личным обаянием. Но именно в этом и состоит романтика работы бортпроводников – в красоте общения и обслуживания пассажиров.
Важно! Английский для бортпроводников – это прежде всего уверенность владения языком и умение общаться красиво в нестандартных ситуациях.
На английском языке бортпроводнику предстоит решать следующие задачи:
- Приветствовать пассажиров и прощаться с ними
- Выявлять проблемы и вопросы пассажиров, их тревоги и предлагать им заботу
- Извиняться в случаях вины авиакомпании
- Успокаивать пассажиров в стрессовых ситуациях
- Описывать медицинские проблемы клиентов
- Рассказывать о меню на борту, особенностях разных блюд и напитков
- Рассказывать о туристических и исторических достопримечательностях городов и стран
- Диктовать на английском языке сложные названия, имена и фамилии
Именно поэтому так важно владеть активной лексикой английского языка, которую можно применять в стрессовых ситуациях, не задумываясь и не вспоминая. Также активная лексика поможет более естественно и непринужденно общаться с пассажирами на обычных рейсах. Пассажиры за это оценят не только авиакомпанию, но и стюардессу.
Именно эти моменты в знании английского языка отслеживают на собеседовании при приеме в авиакомпанию. Умение строить фразу, решать проблемы и выходить из нештатных ситуаций всегда поможет внутреннее самообладание, обаяние и активный запас базовых слов как из разговорной лексики, так и из профессиональной.
Разговорная лексика
Разговорный английский язык для бортпроводников требуется для общения в обычных ситуациях. В английском для бортпроводников прежде всего эти ситуации связаны со следующими моментами:
- Бытовым общением с пассажирами: приветствиями, обсуждениями меню, выполнениями обычных просьб
- Шутками и неформальным общением, что скрашивает полет для клиентов и создает романтику для стюардесс
- Решением сложных и конфликтных вопросов, где требуется успокоить пассажиров
Большинство курсов и разговорников для стюардесс предлагают базовые и стандартные фразы. Однако в реальности это не работает. Так как заученные фразы всегда и произносятся без эмоций и четкого понимания, о чем идет речь. Пассажирам часто более важно видеть душевную эмоцию на лице стюардессы, нежели слышать заученное приветствие.
Кроме того, в случае продолжения разговора, ответа на фразу шуткой, употребления поговорки или фразеологизма бортпроводник просто не поймет, о чем идет речь и не сможет ответить пассажиру адекватно. Именно поэтому важно учиться строить живой диалог с активной разговорной лексикой и широким словарным запасом, который включает:
- Сленговые слова
- Стандартные выражения
- Фразеологизмы, принятые в разных странах
- Английские и американские поговорки
- Цитаты из известных произведений искусства, изречения мудрецов
- Лексику, связанную с национальными или религиозными особенностями
Также базовая разговорная лексика включает и знания, связанные с кулинарией. В прошлые года было все просто: предлагались стандартные блюда и их выбор был весьма узок, а кулинарными познаниями пассажиры в большинстве своем не обладали.
В нынешнее время на бортах разных авиакомпаний предлагают не только разнообразное по блюдам меню, но и варианты, связанные с национальными и культурными особенностями:
- Халяльное меню для мусульман
- Вегетарианское меню
- Веганские блюда
- Кошерную еду
- Французскую кухню
- Китайскую или тайскую кухню
- Аюрведическую пищу
- Христианское постное меню
- Другие блюда с национальными особенностями
Взыскательные пассажиры неизменно будут интересоваться, что входит в состав того или иного блюда, какие специи, как было обработано мясо или добыто масло, которое использовалось при готовке. Для многих пассажиров это не только часть комфорта, но и часть здорового образа жизни и веры. И, наоборот, грамотный и обаятельный рассказ о составе блюда, компании, которая обеспечивает данное меню или особенностях продуктов создаст незабываемую уютную атмосферу.
Профессиональная лексика
Профессиональная лексика английского для бортпроводников содержит прежде всего слова:
- Термины из авиаинструктажа пассажиров
- Авиационные термины для общения с пилотами и наземными службами на английском, а также правила их применения
- Фонетический алфавит ИКАО и правила его использования
- Основные медицинские термины
Основная профессиональная лексика, правила ее применения, а также описание разных ситуаций содержится в популярных учебниках английского для бортпроводников , которые уже стали эталонными:
- Российский учебник Аэрофлота
- Оксфордский учебник English for Cabin Crew
Крупные авиакомпании также выпускают свои учебники английского языка, где излагаются как основы профессиональной лексики, так и основные правила поведения на борту самолета. Но главное для стюардессы – это прежде всего постоянно развивать свой профессионализм и знания англий ского языка , как на специальных курсах, так и самостоятельно.