Глава 24 "От автора". Теркин жив и идет к победе.
Здесь мы видим рефрен, который уже звучал в начале книги:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Все толкуют, где же Теркин и что с ним стало. Но автор убеждает всех:
Не подвержен Тёркин смерти,
Коль войне не вышел срок…
Звучат лирические строки автора о родной земле, наполненные радостью близящейся победы, любовью к родной земле, которая -
Прежде отданная с кровью,
Кровью вновь возвращена.
И опять звучит мотив сказки, тонкий намек на исконно русскую фольклорную природу героя. Но не потому, что Теркин не настоящий, а потому, что в народных сказках и былинах показан на самом деле реальный русский герой, самоотверженный богатырь. Это "чудо-человек".
Теркин отмерил всю "махину" - Русь во время войны и уже ушел далеко на Запад.
То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег, —
В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Глава 25 "Дед и баба". Возвращение в хату старого солдата
Теркин - командир отряда разведки - подходит к той самой избе, в которой останавливался при отступлении. Только теперь немцы не на подступе, а на отступе. Но забрали с собой часы, починенные в тот первый приход Теркиным. Старуха уже не прячет от солдата сало, а смотрит на него как на родного сына и наоборот, радушно сама предлагает угощение.
Глава 26 "На Днепре". Битва за Днепр и обращение Теркина к Смоленщине
Когда Теркин, уже строгий командир, герой войны, проходит мимо родной освобожденной земли, в нем впервые проступает неприкрытый, уже ничем не сдерживаемый лиризм.
Как ни таись под маской простого весельчака, в определенный момент невозможно приглушить долго сдерживаемые слезы. Да и не нужно, ведь Теркин только сейчас почувствовал, что спас отчизну, исполнил свой долг перед Родиной. И потому имеет право обращаться к ней вот так:
– Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Приднепровский отчий край,
Здравствуй, сына привечай!
И сам стиль этой его речи к родному краю в который раз роднит его с фольклорным образом.
А затем закончилась победой и долгая битва при Днепре.
Но у Теркина все равно есть чувство вины перед родиной, он двукратно просит у нее прощения в этой главе. Ведь, находясь сейчас так близко от своей Смоленщины, он думает о том, сколько она пережила за эти годы, хотя он и делал все, что мог, но был далеко и ничем не мог помочь... Потому и слезы на глазах, несмотря на очередную победу и на то, что родина уже освобождена:
– Что ж ты, брат, Василий Тёркин,
Плачешь вроде?..
– Виноват…
Следующая глава более подробно расскажет нам о причине слез Теркина.
Глава 27 "Про солдата-сироту"
Здесь рассказано не о Теркине, а о солдате, у которого была в тылу жена и ребенок. Но, отпросившись в отпуск в дом, который лежал близко от фронта, он узнал, что из близких не осталось никого.
Счёт велик, идёт расплата.
И за той большой страдой
Не забудемте, ребята,
Вспомним к счёту про солдата,
Что остался сиротой.
Глава 28 "По дороге на Берлин"
Твардовский, как ни странно, не стал описывать тот самый заветный момент - салют над Берлином, день Победы.
Солдаты идут сначала на Берлин, потом возвращаются вместе с простым народом - военными беженцами. Теркин встречает на этом пути старушку, идущую пешком обратно в Приднепровье, на пустое разрушенное место, где когда-то был ее дом. Она для него - символ матери.
Поздоровалась и встала.
Земляку-бойцу под стать,
Деревенская, простая
Наша труженица-мать.
Мать святой извечной силы,
Из безвестных матерей,
Что в труде неизносимы
И в любой беде своей;
Теркин наделяет старушку, обездоленную войной, конем с повозкой, коровой, овцой и многими другими полезными в быту вещами...В который раз проявляется его неравнодушие и человеческая щедрость.
Автор не даст нам никаких дальнейших сведений о судьбе Теркина. В самом деле, о главном герое в последний раз речь идет именно в этой главе 28, когда он возвращается на родину по берлинской дороге.
Глава 29 "В бане"
Здесь мы видим строки о победе:
Сила силе доказала:
Сила силе – не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня!
Как бы празднуя победу, один солдат заходит в баню и парится от души. А русские парятся так, что даже черт не возьмется париться вместе с ними. Что в бане, что на войне, что в труде - русские любят особенное "лихое удальство", отмечает автор.
Любит русский человек
Праздник силы всякий,
Оттого и хлеще всех
Он в труде и драке.
На теле солдата видны самые разные следы от ран. Помывшись, он одевается не спеша.
В гимнастёрку влез солдат,
А на гимнастёрке —
Ордена, медали в ряд
Жарким пламенем горят…
И так понравился всем этот солдат, что остальные бойцы в бане заметили вслед ему: "– Всё равно, что Тёркин".
Глава 30 "От автора"
Первые строки этой последней главы - цитата из "Похоронной песни" ("Песни западных славян" Пушкина):
«Светит месяц, ночь ясна,
Чарка выпита до дна…».
Автор здесь подводит итог своего труда над книгой и надеется, что произведение послужит памятью вечным героям войны:
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
Поэт подчеркивает в этой главе, что книга писалась именно на войне, в пылу боев, и прежде всего предназначалась для тех, кто был в это время на войне (Годы создания всей "книги про бойца" полностью совпадают с годами войны: 1941- 1945).
Твардовский говорит также в этой последней главе, что книга посвящена всем участникам войны - живым и мертвым. И всем тем, конечно, кому не безразличен их подвиг.