Эпидемиологические ограничения в 2020 году усилили проблему социализации и самореализации детей и молодых людей с инвалидностью. Дети в детских домах и интернатах и семьи, в которых есть дети с инвалидностью, лишились привычной поддержки — курсов реабилитации и очных творческих занятий.
В 2020 году музеи-партнеры инклюзивного творческого конкурса “Я художник - я так вижу” (ятаквижу.рф) разработали пилотную серию видео мастер-классов, которые помогли участникам конкурса - детям и молодым людям с инвалидностью и их братьям и сестрам не только подготовить конкурсные работы, но и просто получить возможность для интересного творческого досуга. Среди материалов, доступных на сайте ятаквижу.рф есть видео мастер-классы от Русского музея, Хакасского национального краеведческого музея, Еврейского музея, Пермской художественной галереи, музея AZ, Музея изобразительных искусств Республики Карелии, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», ГМКЦ “Интеграция” им. Н.А. Островского, а также запись экскурсии с тифлокомментированием специального партнера проекта Пушкинского музея.
Специалисты АНО “Колесо Обозрения” провели опрос среди участников конкурса, результаты которого показали, что видео мастер-классы интересны детям и способствуют в развитии их творческих способностей, а также являются хорошей формой досуга.
Практические рекомендации, изданные АНО “Колесо Обозрения”, помогут художникам и педагогам, работающим с инклюзивными группами, создать собственные видеоматериалы, адаптированные для людей с ментальными особенностями.
В 2021 году АНО “Колесо Обозрения” совместно с 30 ведущими музеями России - партнерами конкурса “Я художник - я так вижу” планируют создание 14 новых видео мастер-классов, адаптированных для людей с ментальными особенностями, часть которых будет снабжена также переводом на русский жестовый язык и тифлокоментариями. Все видеоматериалы будут в бесплатном доступе на сайте ятаквижу.рф.
Автор рекомендаций - Лада Талызина, магистр психолого-педагогического образования, создатель проекта «Бюро Ч», методист и педагог БФ «Даунсайд Ап». Консультантами проекта выступили - Антонина Стейнберг, руководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом http://aspergers.ru, член Совета по доступности Политехнического музея, и Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС МГППУ.
Рекомендации можно скачать здесь
Запись вебинара, посвященного обсуждению основных особенностей создания видео мастер-классов смотреть Рекомендации разработаны АНО “Колесо Обозрения” при поддержке фонда ArtSocial Foundation (Фонд АртСошиал) в рамках проекта инклюзивного конкурса “Я художник- я так вижу”. Сайт проекта: ятаквижу.рф.
Куратор проекта по созданию видео мастер-классов - Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова.
Информационная поддержка: социальная сеть «Одноклассники», Российский национальный комитет Международного совета музеев (Иком России) и БФ «Обнаженные сердца».