Найти тему

Как Николай Угодник татарского мурзу от московского боярина спас.

Оглавление

Один из самых почитаемых на Руси святых Николай угодник, или Николай чудотворец . Некоторые проводят аналогии с старым божеством славян - Велесом, что не безосновательно , есть доводы - которые имеют место быть, но это отдельная большая история . Так, для примера, во Владимирской губернии Николу так и навязывали Никола-Волоский ( Волос одно из названий - Велеса). По преданию монастырь построенный там, построен на месте древнего капища Велеса. населенный пункт так и называется Волос. и это лишь небольшой и не самый значительный довод. Никола на Руси мужицкий заступник, помогающий в пути и делах торговых, в пути путешественникам, попавшим в трудную ситуацию , да и покровитель любого , кто к нему взывает искренне о помощи. Сложно найти той сферы где не призывают на помощь Николу.

Фрагмент Иконы XII века  -  лик Николая Угодника.  на момент написания  Герберштейном - этот  образ уже был написан и такиму  молились уже на  Руси
Фрагмент Иконы XII века - лик Николая Угодника. на момент написания Герберштейном - этот образ уже был написан и такиму молились уже на Руси

В Записках о делах Московитых - барона Герберштейна , есть интересная небольшая заметка о святых почитаемых в Московии и о Николе "Барскаго" -

почему именно так его называют - не нашел , если что то знаете на эту тему напишите в комментариях , это важно , обсудим.

Так же интересно было какой веры и обычаев были тартары ( дословно как у Герберштейна), он тоже ничего подробного не дает о них, ссылаясь на это , как на вообще известный факт - который можно почитать в других множественных источниках , которые до нас не дошли , а во времена Герберштейна они были в изобилии .

Скрин из перевода Анонимов 1886 года.
Скрин из перевода Анонимов 1886 года.

Скрин из перевода Анонимов 1886 года.  Почему "моавитяне которые потом названы татарами" - честно говоря не понял. Моавитяне  это родственное евреям семитское племя на восточном берегу Мёртвого моря (Моав) (согласно Википедии, и причем они тут совершенно непонятно , но из песни слов не выбросишь.
Скрин из перевода Анонимов 1886 года. Почему "моавитяне которые потом названы татарами" - честно говоря не понял. Моавитяне это родственное евреям семитское племя на восточном берегу Мёртвого моря (Моав) (согласно Википедии, и причем они тут совершенно непонятно , но из песни слов не выбросишь.

с уверенностью можно сказать что кочевники были не христиане, часть из них были "магометянской веры", часть иной. Это тоже есть и Герберштейна.

Про чудеса творимые Николаем и при обращении к нему и сейчас ходят легенды, одно из таких чудесных избавлений в пору острой опасности и записал Сигизмунд Герберштейн.

Дело было так :

Боярин удалецкий Михаил Кизалеций преследовал после битвы одного из знатных тартар ( как у Герберштейна указываю).

Бой- перследование.
Бой- перследование.

И боярин догнать не мог , и у мурзы ускакать не выходило.

Вскричал в сердцах Михайла :

- Никола угодник подсоби , догнать собаку басурманскую !

Случилось немысленное , сбавил ход конь тартарина, почти встал . Обрадовался боярин, стал булаву потирать

- Киль монда! Тебе, тебе говорю, морда . Поди суды.

Взмолился тогда тартарин Николаю :


- Тукта, стой-стой, бачка Никола! Твоя урус помогай - урусы знай. Твоя моя бусурман спасай - весь свет знай!

И случилось тут тогда так, что под Михаилом Кизалецким конь соляным столбом встал . а конь тартарский полетел как ветер. Как не хлестал его, боярин по бокам – не шел конь , пока мурза с глаз пропал . Так и спасся знатный тартарин.

Всадник в степи .
Всадник в степи .

После спасения - оказанной помощи не забыл , каждый год в этот день приносил 100 мер меда в дар бедным во славу Николы Угодника и на всякий случай шубу меховую почетную ( ex pellibus Madauricis ) отсылал боярину - Михаилу Кизалецкому. ( мало ли что, а вдруг снова придется свидеться)

Слава и Уважение Николая Угодника была не только у христиан , но и у иноверцев, и это уважение было вполне заслужено.

Спасибо что дочитали ! Ставьте палец вверх !

Пишите свое мнение о этой истории записанной бароном Сигизмундом Герберштейном, это важно !