Дело не в продукте и даже не в стратегии.
В 2020 году трясло все, что могло трясти. Год прошел, а вопросов меньше не стало. Почему Instagram не реализовал и трети обещанных функций? Что будет с контекстом в Googl e? Как будет развиваться Amazon и весь e- commerce?
Чтобы понять, к чему стоит готовиться в 2021, мы взглянули на крупнейшие корпорации и разобрали претензии США к IT-гигантам.
В чем обвиняют Facebook
Обвиняется в монополизации рынка онлайн-рекламы в социальных сетях, на которой компания зарабатывает больше 95%.
Возможные меры: США планирует ограничить для Facebook покупку новых компаний, либо же ввести дополнительные требования к информации и дезинформации.
Прогнозы: разделение брендов Facebook, WhatsApp и Instagram на отдельные компании.
Последствия: недавно Facebook объединил все 3 сервиса в единое ядро и экосистему, которая благодаря большим данным сильно увеличила эффективность и возможности компании. Эксперты утверждают, что разделение существенно снизит конкурентоспособность компании перед китайскими конкурентами.
Претензии к Amazon
Обвиняется в монополизации рынка (занимает 50% онлайн-торговли США).
Суть претензий: Amazon использует данные продавцов и покупателей против них же — чтобы успешнее конкурировать с ними. А еще — копирует чужие товары и продает их под собственным брендом (такая знакомая маркетологам из ритейла схема СТМ).
Возможные меры: есть несколько сценариев с разным эффектом. Государство может заставить компанию снизить цены или ограничить новые приобретения, либо заставить amazon продавать собственные товары не ниже цен других продавцов площадки, в первую очередь — продажу ПО и товаров категории «умный дом».
Один из сценариев: разделение компании на облачный сервис и интернет-ритейлера.
Последствия: самое страшное, что может произойти с Amazon после государственного вмешательства — потеря до 50% операционной прибыли и 40 млрд $ выручки, но в ближайшие годы рынок от этого сильно не изменится.
Сколько может потерять Google
Давно обвиняется в нечестной конкуренции, которая позволила IT-гиганту занять 85% индустрии интернет поиска (В США 88%). Google платит компаниям, которые выпускают операционные системы для мобильных устройств, за предварительную установку его поисковика как основного. А в последнее время даже выдвигает производителям свои стандарты и требует преференции.
Возможные меры: компанию могут обвинить в давлении на производителей и ограничить ее влияние, регулировать процент комиссионной выручки Google или выставить антимонопольные штрафы до 15 млрд $.
Последствия: в основном финансовые потери в виде штрафов или снижения комиссий, однако, это слабо повлияет на рост компании и монополизацию рынка. Акции Google, к слову, показали лучший рост за 2020 из всех IT-гигантов.
Что грозит Apple
Основные претензии к компании — монополия на рынке приложений для IOS-устройств. Считается, что Apple использует свою власть и навязывает жесткие условия сотрудничества конкурентам и клиентам. Так, например, компанию обвиняют в исключении из выдачи сервисов-конкурентов App Store.
Возможные меры: от ограничения новых сделок до снижения комиссии в App Store до — внимание — уровня Google.
Последствия: самый реальный сценарий — усиленный контроль государства над сделками компании, а также повышение требований к прозрачности работы Apple.
Гос контроль Twitter
Единственная компания из 5-ки, по которой не проводится антимонопольное расследование. Главные претензии к Twitter — излишний контроль пользовательского контента. Ситуация обострилась после того, как было заблокировано 12 из 29 твиттов, сделанных Трампом после закрытия избирательных участков.
Возможные последствия: ужесточение требований к регулированию компании, что вероятно увеличит расходы и снизить ее прибыль до 120 млн $.
Очевидно, основные вопросы к IT-гигантам касаются приемов конкурентной борьбы и использования данных, которые они собирают. Любая из мер государственного регулирования имеет шанс реализоваться, ведь прецеденты уже были. Например, телекоммуникационная компания AT&T — в 1984г. контролировала 90% рынка США, но по решению суда была разделена на 8 компаний. Уже к 1990 г. ее доля на рынке сократилась до 50%, а это почти в 2 раза. Такой сценарий пророчат в первую очередь Facebook.