Рубрика канала "В теме ОВЗ"
Долго размышляла над названием статьи. Первый раз опубликовала этот текст под заголовком "Яблоки и дискретность". Но ни потенциальным читателям, ни алгоритму Яндекс-Дзена он скорее всего будет не понятен.
Итак, начнём. Всем понятно, что такое яблоки? А что такое дискретность? Можно погуглить, конечно, но упрощу вам задачу. «Дискретность», это термин, используемый в информатике, для описания свойств алгоритма.
А что в нашей жизни не является алгоритмом? Только наши алгоритмы настолько сложны в реализации, что ни роботы, ни искусственный интеллект, ни дети с ОВЗ повторить не могут. И цель реабилитации жить по нашим алгоритмам максимально естественно и выполнять их самостоятельно.
Так вот дискретность это количество шагов, чтоб выполнить алгоритм, дойти от точки А до точки Б. В данной статье я рассмотрю алгоритм: «Съесть яблоко». А жизненная ситуация такова: Ребенок приехал на дачу к бабашке. И бабушка говорит: «Поешь яблочек»…
Сценарий №1: Точка. Больше никаких ограничений к его действиям нет. Ребенок может обойти весь сад. Попробовать все, что захочется. Все что висит, спеет и ему приглянулось. Подойти к каждой яблоне, сорвать яблоки с каждой, выбрать, что нравится ему и съесть.
Я называю это уровень: «Свобода, гениальность». Такие дети должны идти учиться в экспериментальных школах, гимназиях и т.д. Ему нужно дать направление, к цели он придет сам наилучшим для него путем, или даже неизвестным для человечества.
Сценарий №2: Бабушка говорит: «Пойди туда-то, к такой-то яблоне и сорви яблочек». Свобода у ребенка есть, он так же может попробовать все что хочет, а может идти по алгоритму взрослого. Почему? Потому что боится ослушаться, не умеет принимать собственные решения. В итоге ребенок сорвет яблоко: понравившееся, или по рекомендации взрослого.
Я называю это уровень: «Согласие на ограничение свободы, нереализованный потенциал». Такие дети учатся в общеобразовательных школах и являются гордостью школы, либо в гимназии, но в тени «гениев». Ему нужно дать четкие рекомендации, к цели он придет сам свои путем, но скорее всего по наводке взрослого.
Сценарий №3: Бабушка берет ребенка за руку, ведет к яблоне с вкусными для нее(!) яблоками, и дает ребенку выбрать, либо не дает, а срывает его сам.
Я называю это уровень: «Опора на авторитет взрослого». И в школе это «троечники». Есть же учащиеся, которые имеют разное соотношение «3» и «4». Иногда это 1-2 тройки по сложным предметам, а иногда это 1-2 четверки по самым легким. И все зависит насколько ребенок соглашается с авторитетом взрослого, насколько его алгоритмы движения к цели ему понятны, насколько хорош межличностный контакт. Ведь внучек может выкинуть насильно впихиваемое ему бабушкой яблоко.
Сценарий № 1,2,3 могут быть реализованы и с «особыми» детьми. Это зависит от степени сохранности его функций в целом, либо интеллектуальной в большей степени (Хокингу его физическая немощь не мешала вести активную научную работу).
Либо отношение к ребенку, как к личности, а не носителю диагноза, инвалидности, за его «особостью» не видеть в нем душу. Ведь никто не мешает погулять с ребенком в коляске по саду, и дать ему самому выбрать понравившееся яблоко. Но к этому должен быть готов тот, кто везет коляску, и сам ребенок должен быть готов сделать этот выбор. Нужно быть готовым дать свободу, дать ему выбор, уважать его выбор, принимать его решения.
Но чаще всего реализуется сценарий №4: Взрослый берет яблоко, натирает его на терке, либо делает пюре и кормит ребенка. Алгоритм выполнен: ребенок съел яблоко. Но сколько помощи для этого понадобилось извне. И сколько алгоритмов может выполнять ребёнок с посторонней помощью из-за ограничений здоровья, сколько алгоритмов нужно выполнять? И сколько этому нужно учить?
Случай из чужой практики: Девушка 23 года, диагноз: УО. Занятиями в течение нескольких лет добились уровня развития 5-летнего ребенка. Она может сидеть за столом в ресторане и не «выделяться». И родители прекратили занятия, может потому что им было «достаточно» этих результатов, либо дальнейшее вложение сил и времени не принесет больше чем +1, 2 года развития. Уже не надо делать постоянно пюре, она может сама кусать, жевать и глотать сорванное кем-то яблоко.
Какие практические советы можно дать по особым детям из этой «яблочной» истории?
1. Диагностика. Диагноз – это путь реабилитации, коррекции.
2. Четко определить, что слабо развито, а что поможет вытянуть «слабые» стороны. И отслеживать динамику, прям обязательно письменно, либо видеозаписи и каждые 3 месяца.
3. Разделить внутри себя: свою веру в чудо (а верить надо, обязательно), и отрицание проблемы, и иные психологические защиты. (Подробнее)
4. Вы не одиноки. На все ваши вопросы есть ответы, вашим путем уже прошли тысячи ног. Сняты видео, написаны книги, и уже у кого-то есть результаты.
Смотрите также:
Сколько реальностей создается, когда ваш близкий серьезно болен (читать)
Почему никогда не поймут тех, кто отличается (читать)
Что исцеляет? (читать)