Кинопроизводство – очень долгое и не простое дело. Часто параллельно снимается несколько картин с одним и тем же актером, что создает дополнительные трудности. В это же время часто происходит борьба между видением режиссера и желанием студии. Не стоит еще забывать о внешних условиях, бюджете, о человеческом факторе. И во всем этом хаосе рождался фильм Зака Снайдера “Лига Справедливости”.
Вышел этот фильм в 2017 году, но на афише виднелась еще одна фамилия на посте режиссера – Джосс Уидон. И при просмотре того фильма, ты постоянно ловишь себя на мысли, что как будто ты смотришь на бой двух совершенно разных картин. Словно соткали Франкенштейна, который просто не дает тебе не просто насладиться просмотром, так и понять, что вообще твориться в фильме?! Задаешься вопросом: почему именно так и зачем?
Все же связано с нашей бюрократией и жадностью студий. Warner bros не желали создавать масштабную, мрачную картину, которая не сможет привлечь молодое поколение. Студия давила на Снайдера и “просила” изменить сценарий: добавить больше юмора, снизить накал драмы, другими словами, сделать типичное “попкорновое” кино. Снайдер же защищал свою видение до конца, но жизнь сама решила данный спор. В марте 2017 года дочь Зака Снайдера, Отомн, покончила с собой. Из-за трагедии Снайдер решает отойти от фильма, чтобы полностью посвятить себя семье. На его место пришел Джосс Уидон.
С этого момента все пошло по желанию студии. Было решено менять вектор картины. Были объявлены досъемки картины. Уидон, хорошо проявивший себя сняв Мстителей, меняет канву повествования: добавляет новые сцены юмористического характера, меняет концовку фильма, с концептуальной точки зрения, вырезает целую сюжетную линию, вокруг которой строилась сама картина. На выходе зрители получили скомканный, не понятный, куцый и глупый фильм.
В течении нескольких следующих лет Зак публиковал разные кадры из “его” версии фильма, концепты и мысли о сюжете “своего” авторства. И недавно HBO решила проспонсировать пересъемки картины. В интернете поднялся хэштег # ReleaseTheSnyderCut . В следствии всего Warner bros предоставили Снайдеру снятые материалы, которые были вырезаны из фильма. И сейчас 18 марта вышел так называемый Snyder Cut .
Первое что бросается в глаза, так это хронометраж. Версия Снайдера длиться 4 часа. Это может отпугнуть обычного зрителя, ведь у нас обыватель иногда не может в кино высидеть и 1,5 часа, что уже говорить про 4. Мне было довольно трудно посмотреть все залпом, поэтому советую смотреть по главам. Весь фильм поделен на части, которые по себе напоминают серии сериала. Поэтому, для упрощения просмотра стоит смотреть по главам.
Заметно изменилось настроение фильма. Кино из пестрого фейерверка превратилось в строгую и стильную картину. Так же хотелось бы отметить музыкальное сопровождение. Каждый персонаж получил свою музыкальную тему. Это хорошо играет на восприятие фильма. И этого действительно не хватает в кино-вселенной Marvel . Помимо этого, стоит похвалить постановку битв и, в целом, операторскую работу. Снайдер фанат визуального повествования, поэтому не удивительно, что каждый кадр выдержан и построен красиво.
И сейчас подходим к самому спорному и обсуждаемому аспекту картины: сюжет, глубина проработки персонажа и раскрытия, финал картины и сюжетные линии.
Начнем с сюжета: студия хотела сделать своих “Мстителей” здесь и сейчас, и даже с хронометражем в 4 часа это заметно. Персонажи появляются настолько быстро, что тебе приходится напрягаться, чтобы не запутаться во всей куче информации, которую на вас сваливают за первые 0,5–1 час просмотра. Из-за этого единственный персонаж, который получил полноценную сюжетную линию с развитием и стал сердцем фильма – это Киборг. Все же остальные персонажи имеют по маленькой арке, которая раскрывает персонажа, но этого недостаточно, чтобы достигнуть отклика у зрителя, как Marvel . Вот, например, Аквамен: арка персонажа заключается в нежелании возлагать на себя ответственность за свой народ из-за своей матери, но… Почему он обижен на свою мать, почему правит царством его брат? На эти вопросы ответ в сольном фильме, который должен был выйти после Лиги. Не меньше вопросов к Флэшу: он пытается вызволить своего отца из тюрьмы, которого посадили за убийство, которое он не совершал, но этот момент не упоминается до финала ленты. Снайдер стремился его раскрыть через взаимодействие с другими членами Лиги. Видно, что Флэш, Барри Аллен, не опытный в “спасении мира”, но эта неуверенность выражается в комбинации характера и поведения. А характер же раздражает. Складывается ощущение, что Барри не гений, который смог создать в гараже огнеупорный костюм, а школьник из интернета. И только под конец фильма, с раскрытием персонажа приходит и какое-то осознание и “смирение” с характером персонажа.
Но нельзя не отметить улучшения Snyder Cut по сравнению с фильмом 2017 года. В первую очередь, появилась вменяемая экспозиция, стала понятна мотивация поступков персонажей, события в фильме стали по-настоящему значимыми, графика стала не настолько убогой, но все равно оставляет определенные вопросы. Есть и раздражающие момент, неизменившийся с момента релиза картины в 2017 году: слишком пафосные диалоги. Да, Снайдер этим всегда злоупотребляет, и это стало своеобразной фишкой режиссера, но это не отменяет того, что это выбивает тебя из происходящего со словами: как же это нелепо!
Концовку же картины можно описать так: остались кадры, надо вставить. Слишком перегруженная часть картины: и задел на сиквел, и дополнительная сюжетная ветка, и закрытие арок персонажей. Так же вызывает вопросы и сама финальная битва, ведь в ней полностью ломается баланс сил картины. Да, можно сказать, что в команде каждый имеет свою роль и значимость, и это будет правдой, но даже при этом баланс рвется на ваших глазах.
Но при всем сказанном, нельзя отрицать один факт: это исторический прецедент! В этом случае интересен больше не сам фильм, а сама история борьбы режиссера за свое виденье. В первые режиссер смог отстоять свое виденье и показать его миру. Это заслуживает уважение! Сам фильм же стал лучше, но фундаментальные ошибки остались. Это не совершенно другое кино, а лишь намного улучшенная версия, и это надо учитывать при просмотре Snyder Cut . Но стоит ли это четырех часов? На этот вопрос каждый даст ответ сам. Готов ли он отдать 4 часа своей жизни ради просмотра того же самого фильма, но с весомыми улучшениями.