Найти тему

ГЛАВНАЯ песнь страны

Оглавление

Наверное, об истории гимна СССР, а теперь и России можно было бы написать целую книгу.

В его жизни было все: громкие приветствия и проклятия, восхищение и откровенное неприятие, громкое «ура!» и тихое «тьфу!».

Первый государ­ственный гимн Рос­сии был утверж­ден в 1816 году.

До этого торжественные и государственные события сопровождались церковны­ми песнопениями, и лишь во времена Петра I исполнялись военные марши. В 1816 году для славной русской песни была выбрана музыка гимна Великобритании God Save the King (Боже, храни короля) Словами стали строки из стихотворения Василия Жу­ковского «Молитва русских- В 1833 году Николай I дал за­дание композитору Алексею Львову написать «русскую мелодию- на прежние слова.

Новый гимн «Боже, царя хра­ни* звучал в империи на всех торжественных мероприятиях вплоть до февраля 1917 года Некоторое время неофици­альным гимном молодой рес­публики была французская «Марсельеза». Но вскоре на­стали иные времена.-

ДОЛОЙ ГИМНЫ

Уже мало кто помнит, что после Октябрьской револю­ции Советский Союз больше четверти века жил вообще без гимна. Да, на всех торжествен­ных мероприятиях исполнялся -Интернационал», но это была скорее дань традиции, ведь законодательно он не был утвержден. Многие исследо­ватели и историки считают, что это было вполне естественно для той эпохи, ведь револю­ция и делалась для того, что­бы уничтожить все признаки и пережитки буржуазного строя, к которым, по мнению больше­виков, относился и гимн. Тогда господствовала теория клас­совой солидарности, а ей были чужды национальные границы "Интернационал- же был об­ращением ко всем: «вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!» Да и главный лозунг коммунис­тической идеологии «Пролета­рии всех стран, соединяйтесь!» тоже призывал к разрушению границ, к полному и беспово­ротному объединению.

ГИМН И ВТОРОЙ ФРОНТ

В 1938-м А. В. Александ­ров и В. И. Лебедев-Кумач написали «Песню о партии».

Она исполнялась в темпе по­ходного марша и была реф­реном крылатого выражения Сталина: -Жить стало лучше, жить стало веселее!» Тем не менее государственного ста­туса «Песня о партии» не име­ла, являясь лишь внутрипар­тийным гимном. Но именно эта мелодия и стала базой для создания новой государствен­ной песни.

Проблема отсутствия гимна остро встала в 1942- 1943 годах — перед наме­чающимися встречами глав держав антигитлеровской коалиции. По протоколу на встрече должны звучать госу­дарственные гимны, а у Советов гимна не было.

Привычный «Интернационал» для этой цели не годился, слова «Весь мир насилья мы разрушим до основанья» не соответствовали формату пе­реговоров с капиталистичес­кими державами. К тому же Коминтерн, созданный боль­шевиками для продвижения революционных идей во всем мире, был окончательно рас­пущен — эта международная организация сильно нервиро­вала союзников и явно не спо­собствовала открытию вто­рого фронта и поставкам по ленд-лизу. Появились статьи, в которых говорилось о том, что «Интернационал» уже не отвечает современным реали­ям, что он устарел и что пусть его поют те, кто еще не разру­шил свой старый мир.

Было решено провести всесоюзный конкурс. Комитет по делам искусств хотел огра­ничить круг привлеченных 19 известными композитора­ми и двумя десятками поэтов.

Но времена были трудные, страна переживала послед­ствия двух лет войны — го­лод, разруху, гибель милли­онов соотечественников, и требовалась некая воодушев­ляющая всех идея, общест­венный всплеск. Поэтому к созданию гимна был привле­чен весь действующий кор­пус — более 40 поэтов и око­ло 160 композиторов из всех республик СССР. Разумеет­ся, были разработаны четкие критерии будущего гимна, а «техническое задание» скру­пулезно прописано. Именно поэтому в большинстве при­сланных вариантов можно было найти много общего и повторяющегося. А вариан­тов было немало. Например, поэт С. Кирсанов — ученик В. Маяковского — прислал аж 11 текстов, которые потом из­дал отдельной книжицей.

Вариантов музыки было не меньше. Сталину очень понравился совместный продукт Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Но музыка Александрова все же довле­ла. да и Сталин сравнивал ее с огромным грозным кораб­лем. штурмующим океанские волны, Главному дирижеру Большого театра А. М. Пазовскому. занимавшемуся ор­кестровкой. передали слова вождя о корабле в бушующем океане, и он создал гранди­озное музыкальное зрелище В итоге именно этот, звуча­щий и сегодня вариант и был принят.

С текстом гимна было не легче. После долгих дискуссий и споров победил совмест­ный текст детского поэта Сер­гея Михалкова и известного фронтового корреспондента Габриэля Урекляна, пишущего под псевдонимом Эль-Регистан. Государственная комис­сия. состоявшая из высших должностных и партийных лиц, отнеслась к проблеме чрезвы­чайно ответственно и трепет­но — каждое слово рассматри­вали под лупой.

Так, выражение «союз бла­городный» было забраковано, поскольку возникала вредная ассоциация с ненавистным -ваше благородие», а -воля на­родная» не подо шла, поскольку отсылала к народовольцам.

Мнение Сталина — в прошлом выпускника духовного учи­лища и слушателя духовной семинарии, а следовательно, знающего хоровое пение не понаслышке — играло боль­шое. если не главное значение.

К тому же вождь мирового про­летариата в юности увлекался стихосложением и очень четко знал, чего хочет.

Сталина смело можно назвать третьим соавтором гимна: выражение -союз не­рушимый» вместо «союз бла­городный» придумал именно вождь. Он же предложил до­бавить еще один куплет про мощь и непобедимость Крас­ной армии, поскольку, по его мнению, всего два куплета вы­глядели куце.Кстати, гонорары в раз­мере месячного оклада со­листа Большого театра были выплачены всем участникам конкурса

НЕДОЛГАЯ ЖИЗНЬ

Впервые на официаль­ном уровне гимн Советского Союза прозвучал 1 января 1944 года, Надо сказать, что новый гимн далеко не всем пришелся по душе. Отноше­ние к нему было неоднознач­ным, что неудивительно: за долгие годы страна привыкла к «Интернационалу». Стали­ну периодически доставляли сведения о настроениях и от­ношении к новому гимну — не­довольство наблюдалось во всех слоях советского обще­ства, включая Красную армию.

В 1956 году "сталин­ский текст» был упразднен, и вплоть до 1977 года исполня­лась только музыка. Автором нового текста стал все тот же Сергей Михалков. Его вариант просуществовал до 23 ноября 1990 года, когда постановлени­ем Верховного Совета РСФСР гимном РСФСР была едино­гласно утверждена «Патрио­тическая песня» М. И. Глинки.

Поскольку общепризнанного текста не было, гимн опять-та­ки исполнялся без слов

ТРЕТЬЕ ПРИШЕСТВИЕ

Тема вновь всплыла в октябре 2000 года. Россий­ские спортсмены на встрече с новым президентом по­жаловались. что не могут исполнять гимн страны при поднятии российского флага, Обсуждение было громким, провели даже теле опрос, в котором старая мелодия на­брала вдвое больше голосов, чем музыка Глинки. Объяви­ли конкурс на слова к гимну, рассмотрели более 6 000 тек­стов. В итоге остановились на новой редакции старых слов самого заслуженного автора гимнов — Сергея Михалкова.