Найти тему

Первый раз НА ПЛЕНКУ - жива ли пленочная фотография в 2012 году. Ожидание VS Реальность

Всем привет! За последние пару лет пленочная фотография стремительными темпами набирает последователей. Все больше фотографов, как профессионалов, так и любителей либо полностью переходят на пленку, либо добавляют пленочный фотоаппарат в свой арсенал фототехники. Меня это увлечение тоже не обошло стороной. Сегодня я расскажу о моем первом опыте работы с пленкой – почему решил попробовать, чего я ожидал, с какими трудностями столкнулся, и что из этого получилось.

Пленочная фотография привлекала мое внимание довольно давно. Но вызывала скорее удивление и недоумение – зачем так заморачиваться если есть современные фотоаппараты? И долгое время так и оставалась в разряде «интересно, но не нужно» пока мой очередной творческий поиск не заставил взглянуть на вопрос получения фотографий с нового ракурса.

Посмотрев несколько десятков видео на ютубе, в которых авторы демонстрировали шикарные атмосферные снимки и на черно-белую и на цветную пленку, и рассказывали о прелестях и преимуществах чувствительного серебра перед цифрой, я однозначно решил – хочу! Надо пробовать!

Самый дешевый среднеформатный фотоаппарат Любитель - 166
Самый дешевый среднеформатный фотоаппарат Любитель - 166

И на следующий же день отправился по знакомым на поиски своего первого пленочного фотоаппарата. На тот момент о пленке я знал всего 2 вещи – что она бывает цветной и черно-белой, и отличается по размеру кадра - 36 на 24,и 6 на 6, или как я позже узнал бывает 135 и 120 формата. Снимать на привычную с детства узкую пленку мне показалось не интересным, а предложенные знакомыми Зениты, ФЭДы и прочий ширпотреб времен СССР, хоть и являлись наиболее простым и доступным вариантом, навевали скорее ностальгию чем желание творить. Мне же хотелось чего-то особенного – первый раз все таки, и я решил искать фотоаппарат менее привычного обывателю среднего формата.

Размер кадра - 6x6 см, для примера обычный полный кадр (и у цифровых камер тоже 3.6x2.4 см)
Размер кадра - 6x6 см, для примера обычный полный кадр (и у цифровых камер тоже 3.6x2.4 см)

Такого аппарата в кругу моих знакомых не оказалось, и предварительно изучив все доступные варианты, среди которых были и довольно дорогие, но безусловно выдающиеся среднеформатники от именитых брендов, и более бюджетные модели времен СССР, а отправился прямиком на авито. Сказать что цены меня поразили – значит ничего не сказать. Морально устаревшие, как я думал, аппараты стоили просто космических денег 30, 50 и даже… Из более доступного советского фотопрома можно было найти только Киев и Любитель -166, на котором из-за необычного дизайна я и остановил свой выбор.

Именно на эту камеру мне суждено было снять мою первую пленку. Купил я ее у себя в городе за символические 500Р в полном комплекте с чехлом и ремешком, несколько раз пощелкал затвором, и убедившись что все работает, я был готов снимать первые шедевры. С пленкой проблем не возникло, продают ее довольно много в популярных магазинах фототехники, я выбрал черно-белую FOMA 200. Скачав на телефон приложения для замера экспозиции, я отправился снимать.

Трудности возникли уже на первом кадре. С установкой выдержки и диафрагмы я разобрался довольно быстро, а вот с фокусом на этом двухобьективном монстре возникли проблемы. Фокусировка на глаз никак не хотела совпадать с установленными метками расстояний на объективе, например если я визуально ловил фокус на объекте до которого было около 4 метров метка упорно показывала 8. В итоге на нескольких кадрах я попробовал и так и так, в надежде выяснить что более верно уже при просмотре пленки.

Отщелкав все 12 кадров, я отнес пленку в тот же магазин на проявку и стал терпеливо ждать.

Наверное еще никогда я так не ждал фотографий! За два дня ожидания я детально вспоминал где и какой снимок я сделал, пытаясь представить как же он получился. И когда раздался звонок что пленка готова, я сразу помчался за ней. Наскоро отсканировав пленку в обычном сканере я увидел вот это. Давайте посмотрим вместе:

Мутные, без особого контраста, размытые фотографии с едва угадывающимися контурами снимаемого объекта. Сначала я подумал, что проблема в сканере, и переделав оцифровку на дорогом специализированном аппарате, получил почти тот же эффект. Мои опасения насчет фокусировки подтвердились полностью! Даже мои попытки фокусироваться в разных вариантах не дали результата. Из 12 фотографий фокус присутствовал только на 2-х, и то скорее случайно:

А один кар получился и вовсе сюрреалистичным - я забыл перемотать пленку, или как это называется по нормальному - двойная экспозиция!

Двойная экспозиция - на одном кадре слились два разных сюжета.
Двойная экспозиция - на одном кадре слились два разных сюжета.

Расстроили меня полученные результаты? Да я был в полном восторге! Во первых, почти все фото были нормально проэкспонированы, и картинка какая б не была, но различалась на всех фотографиях! Я был безмерно рад увидеть это снимки, каждый из которых я делал с таким вниманием и старанием. Это совершенно особые эмоции! В отличии от цифровой фотографии, где часто щелкаешь не задумываясь, здесь я понимал что у меня всего 12 кадров, и это заставляло меня особенно ответственно подходить к выбору места и ракурса съемки, стараться правильно кадрировать и задумываться стоит ли мне потратить кадр именно на этот сюжет!

Для меня это было очень полезным и сильно развивающим упражнением, на эти 12 кадров я потратив 3 дня прогулок, гуляний и размышлений, десятки раз просто смотрел в видоискатель, так и не решившись нажать на спуск.

В заключения могу сказать, что не смотря на все трудности в поиске пленки, проявке и сканировании - такой вид фотографии является не только очень интересным в точки зрения самого процесса создания изображения, но и невероятно полезным для развития основных навыков фотографа - умения делать сразу максимально удачный кадр, выбирать освещение и ракурс, кадрировать - не надеясь что потом все это можно будет исправить или переделать в фотошопе! Я буду продолжать свои эксперименты, и уже купил пару других камер, так что будут и новые статьи! Спасибо за чтение)

Все это в визуальном формате -