Ещё в конце 1980-х я заинтересовался историей советского кино, в частности послевоенным периодом - так называемым "сталинским малокартиньем". Благодаря же телевизионному циклу "Киноправда" (шёл с 1991 года) мне удалось вскоре и самому познакомиться с некоторыми из тех кинокартин, что после XX съезда вдруг перестали соответствовать генеральной линии партии. Многие их них (как "Падение Берлина" или "Донецкие шахтёры") так и пылились десятилетиями в Госфильмофонде, а над другими поработали редакторские ножницы, после чего эти фильмы ("Кубанские казаки", к примеру) с успехом продолжили показывать по ТВ и в кинотеатрах. К счастью, и оригинальные версии из архивов никуда не делись, оставаясь хотя бы в доступе для узкого круга специалистов - до лучших времён.
К первой группе можно отнести и целую пачку историко-биографических кинолент про деятелей искусства, науки и техники дореволюционной России XIX-XX вв. Под простыми заголовками: "Глинка", "Пирогов", "Александр Попов", "Жуковский", "Мусоргский"... явно намекавшими на абсолютность создаваемых кинообразов. Будто раз и навсегда закрывалась тема - как за счёт почти иконографического взгляда на выбранного героя, так и единственно верной оценкой его деятельности плюс сопутствующей эпохи. Это же относилось и к антагонистам, в качестве которых чаще всего выступали царские сановники и космополиты всех мастей. Если выходило как по писаному, то Сталинская премия кинематографистам была обеспечена.
Однако именно такие фильмы в рубрике "Киноправда" и не показывали, вероятно из-за отсутствия нужды кого-то развенчивать - эти композиторы, изобретатели и учёные действительно были великими людьми. Остальное - частности, широкой аудитории неинтересные.
Со временем перечисленные и подобные им киноработы наконец-то перекочевали в интернет, но обращаться к ним я не спешил, по той причине, что исторический жанр не из числа моих любимых.
А на днях по "Культуре" вздумали показать вышеупомянутого "Мусоргского" (1950). Он был снят на "Ленфильме" Григорием Рошалем, которого год спустя вместе с актёрами и рядом других работников за это кинополотно наградили Сталинской премией аж первой степени. Другого повода посмотреть сие произведение у меня не предвиделось и я стойко приобщался на протяжении всех 115 минут, не взирая на поздний час.
В итоге сложилось впечатление, будто авторы фильма приложили все силы, чтоб тот мне не понравился - спустя 70 лет; я же старательно выискивал положительные моменты...
Но, во-первых, я недолюбливаю классическую оперу 19-20 веков, из-за обилия речитативов и вымороченных вокальных мелодий. Одна хитовая ария на два часа скуки (оркестровые фрагменты не в счёт). Вот 18 век и барокко - на мой вкус!
Поэтому треть фильма, громогласно и пафосно потраченная на демонстрацию достижений русской оперной и песенной школы времён "Могучей кучки", мне была поперёк горла. Зато я узнал, что сыгравший Мусоргского Александр Борисов, что известен по роли Лапина в комедии "Верные друзья" (1954) и романсу "Что так сердце растревожено", как певец ещё и в академическом репертуаре себя пробовал, изображая композитора, поющего собственные сочинения за роялем.
Во-вторых, уже упомянутый пафос, бьющий через край. Без эпически-патетических декламаций со взором горящим в кино того времени, тем более в историческом жанре, деваться было некуда. Остаётся не обращать внимание или игнорить, выражаясь современным языком.
Принимать просходящее на экране за чистую монету, за установленные биографами факты, тоже не стоит, иначе может сложиться однобокое представление о Мусоргском как об истовом революционере и борце за счастье народное. Кроме того, как было положено пропагандистскому искусству того периода, здесь тоже превозносилась истинная народность (на этот раз в музыке) в противовес тлетворному западному влиянию.
В качестве "безродных космополитов" показаны три деятеля - Ржевский, Гагин и фон Мец, которых в природе не существовало, но прототипы вероятно были. По крайней мере, под Ржевским угадывается (после непродолжительных гугл-поисков) музыковед Александр Фаминцын, который действительно судился с критиком Стасовым (актёр Николай Черкасов) в 1870 году из-за статьи о "музыкальных лгунах". А в фильме этой тяжбе уделена значительная часть хронометража (см. викистатью). Кроме того, Ржевский поёт фрагмент из своей, отвратительной по словам присутствующих , оперы "Сарданапал", которую как раз в реальности и сочинил Фаминцын. С другой стороны, не в этом ли и состоит историческая ценность данной кинокартины, в которой как в бирманском янтаре зафиксировались останки мезозойской живности, а в данном случае генеральная линия советского кино середины 20 века.
Вот только не знаю, стоило ли этот фильм запускать в телеэфир без вступительного слова киноведа? Или в свете нынешних антизападных и "квасных" тенденций перечисленные установки вновь стало актуальными?А может всё гораздо проще: редакторы канала "Культура" внезапно прознали, что есть такая кинолента о великом русском композиторе, и не раздумывая, сунули её в сетку вещания.
3/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#забытое кино от kin0guru