Ко мне, как к репетитору по английскому, часто поступают запросы от родителей - помогать выполнять домашнее задание. Раньше я соглашалась, теперь я не беру детей на дополнительные задания с такой целью. И вот почему:
- Школа - зона ответственности ребенка. Его работа заключается в том, чтобы учиться, так же как и задача родителя - работать и готовить еду.
- Когда кто-то помогает с домашкой, с ребенка снимается ответственность за свои действия, он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.
- У ребенка снижается самооценка, потому что он боится сделать ошибку.
- Ребенок становится зависим от чужого мнения.
- Он будет бояться начинать что-то новое.
Как же научить ребенка справляться с домашкой самостоятельно?
Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.
Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ - ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЕ ВРЕМЯ И ПОНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНУЮ ОБЯЗАННОСТЬ УЧИТЬ УРОКИ
Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс.
Для этого понадобится родительский контроль и поддержка .
- Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля.
- Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.
- Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.
- Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.
- Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.
- Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.
- Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.
- Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.
- Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!
- Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.
- И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.
- Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.