Найти тему
Ножи ручной работы

Сравнительный анализ подготовки советских и немецких летчиков-истребителей в период 1939-1941 годов

"Дать стране 150 000 летчиков", под таким лозунгом в конце 1930-х годов в аэроклубы СССР стали набирать добровольцев, и по так называемому спецнабору, юношей и девушек, решивших связать свою судьбу с небом. В этом плане советские ВВС были уникальными в мире - набор кадров по призыву не практиковался больше нигде.

   "Каждый колхоз, каждый завод,  летчиков даст в наш воздушный флот" (Довоенный плакат )
"Каждый колхоз, каждый завод, летчиков даст в наш воздушный флот" (Довоенный плакат )
  Довоенный плакат
Довоенный плакат

До этого времени в военные авиационные школы приходили пилоты уже получившие определенные навыки в аэроклубах на самолетах первичной летной подготовки У-2 как в теоретическом так и в практическом плане.

По-2  из открытых источников
По-2 из открытых источников

Общий налет летчиков, после окончания летных училищ составлял около 100 часов налета на всех типах самолетов и около 420 посадок. С середины 1930 - х годов подготовка летчика длилась около 2,5 лет, а с весны 1941 года, в связи с резким ростом ВВС, она была уплотнена и сокращена до 1,5 лет. Для подготовки пилотов были созданы летные школы с четырехмесячным сроком обучения (для тех кто имел навыки в обьеме аэроклубов) и летные училища с десятимесячным сроком. Это все плохо отразилось на профессионализме пилотов. Численность ВВС КА в 1938 году составляла 194, 8 тыс. человек, в 1940 году - 291, 2 тыс. человек, а к лету 1941 года уже 530 тыс. человек - и конечно уровень подготовки резко снизился. Удар по престижу профессии летчика в СССР нанес приказ наркома маршала Тимошенко по которому выпускникам летных училищ вместо званий "мл. лейтенант и лейтенант" присваивали звание "сержант", а те кто не имел 4х лет службы должны были жить в казармах и соответственно уменьшились нормы довольствия и оклады, а так же офицерская форма заменялась солдатской. Снижался престиж летной профессии, а также значительно падал боевой дух летного состава. Также упростилась и подготовка летчиков. Чтобы сократить аварийность были отменены высший пилотаж в строевых частях, летных училищах и школах.

Учлет и инструктор у самолета  Ут-2 (из открытых источников)
Учлет и инструктор у самолета Ут-2 (из открытых источников)

Но было бы неправильно утверждать, что все советские летчики-истребители к лету 1941 года были слабо подготовлены - в ВВС КА имелись пилоты с отличной выучкой и опытом боев в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии, но их количество, на фоне резко возросшего за последний предвоенный год общего числа летного состава, было незначительным.

В это же время подготовке летных кадров в Германии уделялось очень большое внимание. В 1933 численность летного состава, имевшего опыт боев Первой мировой войны, составлял примерно 2000 человек. Теперь к службе в возраждающейся люфтваффе через школы авиамоделизма и планерные кружки привлекалась молодежь от12 до 16 лет. Был создан национал-социалистический авиакорпус, где за 2-3 месяца молодые люди изучали строевую и наземную подготовку, откуда затем их направляли в школы кандидатов в пилоты, где за 6-9 месяцев они получали элементарные знания и практику - налет составлял 100-140 часов.

   Из открытых источников.
Из открытых источников.

Самостоятельный выпуск производился после 50-60 посадок при налете с инструктором не менее 5 часов. Каждая школа выпускала в год до 350 пилотов. По окончании школы курсанты получали удостоверение военного летчика.

Как видим первичная подготовка советских и немецких летчиков практически не отличалась на начальном этапе. Разница была в следующем. Сравнительный анализ говорит о том, что в 1939-1942 гг по качеству подготовки летного состава Германия превосходила Советский Союз. Время среднего налета немецкого летчика, выпускника летной школы, составляла примерно 230 часов, из которых около 80 часов он проводил в кабине истребителя, а еще 30-40 часов в школе истребительной авиации на учебном самолете.

Легкомоторный самолет Fi-156 "Шторх"   на таком могли тренироваться молодые пилоты. ( фото из открытых источников.)
Легкомоторный самолет Fi-156 "Шторх" на таком могли тренироваться молодые пилоты. ( фото из открытых источников.)

При разработке программ обучения использовался опыт войны в Испании, а затем и войн в Западной Европе. После распределения в строевую часть летчика не сразу отправляли в бой, он попадал в резервную группу, где под руководством инструктора с богатым боевым опытом совершенствовал навыки воздушного боя и стрельбы, и только тогда принималось решение о его готовности к боям. К тому моменту, когда молодой летчик прибывал в боевое подразделение он имел не только налет 230 часов, но и навыки выполнения высшего и группового пилотажа и управлению самолетом в нештатных ситуациях, вынужденным посадкам. Много внимания уделялось отработке группового и индивидуального воздушного боя, стрельбе по наземным целям.

Да, подготовка немецких летчиков на тот период была одной из самых лучших в мире, однако не стоит сбрасывать со щитов моральную и психологическую подготовку, патриотичечкий настрой советских летчиков, которые в трудных обстоятельствах, летая на технически устаревших машинах в первый период войны, одерживали победы над более подготовленным противником, быстро учились и смогли переломить ход воздушных боев с свою пользу.

Если Вам понравилась статья подписывайтесь, ставте лайки, пишите комментарии. До встречи.